Пять советских автобусов, вызывающих ностальгию
Список раритетного транспорта подготовила редакция издания Speedme.ru.
В салоне с комфортом могли расположиться 32 пассажира, чьи кресла построены по типу самолетных – с откидывающейся спинкой и выдвижной подушкой.
Что до технических характеристик, то расположенный сзади рядный дизельный шестицилиндровый двигатель объемом 6,7 литра генерировал мощность 180 л.с. и целых 705,9 Нм. Длина автобуса составляла 10,2 м, дорожный просвет – 270 мм, а весил он десять тонн.
ПАЗ-665Т «Турист». Этот туристический автобус за два года до своего выпуска в 1969 году был награжден серебряной медалью Комиссариата Франции по туризму. Его салон делился на три части: первая отведена для водительского места и экскурсовода, а также 24 посадочных мест; вторая – для бара с умывальником и гардеробной, а третья – для багажа.
В длину «Турист» составлял 8,5 метров. В моторном отсеке находился силовой агрегат от ЗИЛ-130 мощностью 150 л.с. В паре с ним работала пятискоростная механическая коробка передач.
ЗИЛ-118 «Юность». Необычный автобус разработали в 1961 году в поддержку производства автомобилей представительского класса, однако проект не стал популярен – за пять лет было выпущено всего лишь 7 штук. «Юность» достигала в длину 6,8 метров и вмещала в себе 17 человек.
Продолжающие корпеть над разработками инженеры создали в итоге модификации для такси и скорой помощи. Позже американцы предприняли не одну попытку договориться о совместном производстве, а Ford даже предлагал выкупить права. Однако тогдашнее правительство не пошло на встречу Штатам.
ЛАЗ-697 «Турист». Еще один туристический автобус «прожил» гораздо дольше своего тезки – его выпускали с 1959 года по 1985-й. Модель среднего класса также была рассчитана на междугородние поездки. Внутри находилось 33 пассажирских мест и одно для экскурсовода. С 1982 года количество увеличилось до 41-го. Каждое кресло оснащалось пепельницей и дополнительными карманами на спинках.
Первые опытные образцы оснащались шестицилиндровыми моторами с отдачей 109 л.с., но позже их пришлось заменить на восьмицилиндровые 150-сильные двигатели от ЗИЛ-130. Младшие варианты плохо справлялись с весом и спецификой конструкции автобуса.
ЛиАЗ-677А «Север». Жизнь этого пассажирского автомобиля началась в 1959 году с образцов ЗИЛ-158, но у него было довольно много недочетов, так что с 1960 года от устаревшей платформы пришлось отказаться. Через два года появился новый городской автобус с индексом ЛиАЗ-677, а для холодных регионов выпустили 677А. «Север» отличался двойным остеклением, между панелями кузова находились дополнительные – из пенопласта. Салон имел четырехрядную компановку сидений. Такие автобусы в основном создавались на заказ.
Ранее редакцией нашего издания был составлен список из пяти автомобилей, выглядящих дороже своей цены.