Борьба за чемпионство, доминирование одних пилотов над другими и проблема с форматом квалификации. Главные итоги первых 9 Гран-при сезона 2021 года в Формуле-1
После трех подряд Гран-при в течение 3 недель Формула-1 ушла на небольшую паузу. Это отличное время вспомнить, чем нам запомнились первые 9 гонок. Редакция портала Carsweek выделяет главные моменты первой части чемпионата.
То, что рано или поздно болиды «Мерседеса» окажутся не самыми быстрыми, не сильно удивляет. Правда все ждали, что произойдет это в 2022, а не 2021 году. Интереснее другое – за последние годы сначала «Феррари», а затем и «Ред Булл» пытались навязать борьбу серебряным стрелам. Однако дальше борьбы максимум до середины чемпионата дело не доходило. Догоняющим либо не хватало надежности, либо «Мерседес» активировал внутренние ресурсы и с виду легко уходил в отрыв. В этом году все по-другому.
Первый Гран-при сезона показал, что машина у «Ред Булл» как минимум на уровне чемпионов, однако подвела тактика. В следующих гонках были ошибки либо от Ферстаппена, либо от капитанского мостика «Ред Булл». А четвертый этап в сезоне казалось окончательно похоронил интригу – «Мерседес» выиграл очень уверенно. А есть негласное правило – если ты быстр в Барселоне, то быстр везде. Тем интереснее, что на следующих трассах пилоты «Ред Булл» смогли одержать 5 побед подряд. Причем все трассы были разными. И если не самые удачные выступления «Мерседеса» в Монако и успех «Ред Булл» в Австрии – вещи довольно стабильные, то абсолютная победа австрийской команды в Баку и Франции удивила.
В «Ред Булл» не стали посыпать голову пеплом и продолжили работать над машиной, а Макс Ферстаппен оттачивал свой пилотаж в роли главного претендента на титул. И теперь австрийская команда обрела уверенность и выглядит явным фаворитом.
Валттери Боттас не так плох, как кажется
Сезон для Валттери начался ужасно – особенно запомнилось столкновение с Джорджем Расселлом на Гран-при Эмилии-Романьи. После 9 этапов финн уступает своему напарнику уже 58 очков и уже точно не является претендентом на титул. Да, Боттаса можно назвать разочарованием с точки зрения равного соперника Льюиса в этом году, но вот как второй пилот он очень неплох. Сравните, Хэмилтон проигрывает Ферстаппену 32 балла, в то время как Боттас всего в 12 баллах позади второго пилота «Ред Булл» Серхио Переса.
При этом есть любопытный факт. Да, в гонках не может быть сослагательного наклонения, но именно Льюис пока не страдал от проблем с техникой. Если отбросить самые досадные поломки – сход Боттаса на пит-стопе в Монако и взрыв шины у Ферстаппена в Баку, то имеем следующую картину. У Макса было бы преимущество перед Хэмилтоном в 41 очко, а вот Боттас был бы впереди Переса сразу на 18 баллов. Даже если не учитывать инцидент в Баку, который имел к финну лишь косвенное отношение, то он оказался бы впереди Переса на 10 баллов. Все называют Валттери вторым пилотом, и если рассмотреть его в этом контексте, то все очень неплохо. К тому же…
… В сезоне 2021 года в большинстве команд еще больший разрыв между напарниками
Действительно, примерный паритет сейчас наблюдается только в «Феррари» и «Астон Мартин». С натяжкой сюда можно занести и «Альфа Ромео» - в этой команде Кими Райкконен за счет опыта неплохо проводит гонки, однако допускает много ошибок и по чистой скорости уже проигрывает Антонио Джовинации. А что в остальных командах? В «Ред Булл» на чемпионском уровне едет Ферстаппен, а Перес лишь борется за 3 место с Норрисом и Боттасом.
Сам Норрис камня на камне не оставляет от Даниэля Риккардо – 101 очко против 40, а в квалификациях разрывы еще больше. В «Альфа Таури» ситуация вообще непонятная – дебютанту Юки Цуноде прощали ошибки на первых гонках, хотя их было слишком много. Казалось, что японец вкатился, однако два (!!) наезда на линию пит-лейн в Австрии – это непростительно даже для более младших серий. В «Альпин» поначалу Окон выглядел сильнее Алонсо, однако испанец освоился и регулярно борется за Q3 в квалификациях и даже проходит туда, в то время как француз уже 2 гонки подряд квалифицируется 17-м. Да и в последних гонках Фернандо на голову сильнее и азартнее партнера.
Про «Уильямс» и говорить нечего – Расселл продолжает громить Латифи и если бы уровень болида был сильнее, то разница в очках была бы огромной. И наконец, Мик Шумахер пока на голову сильнее Никиты Мазепина. Россиянин перестал допускать ошибки, однако по темпу пока проигрывает немцу. Тем не менее, в «Хаасе» обещали разобраться в проблемах с болидом россиянина, поэтому в этом случае речь может идти не только о проблемах пилота.
Правило старта на шинах из второго сегмента надо отменить
Изначально такая затея была довольно интересной – более жесткие шины значительно уступают в скорости на одном круге. И это было бы интересно при примерно равном уровне команд. В этом случае немногие бы рискнули проходить дальше на медиуме, более того мы бы могли видеть осечки, когда фавориты стартовали бы из-за пределов ТОП-10.
На деле же большая разница в скорости машин приводит к следующему – пилоты «Ред Булла» и «Мерседеса» без всяких проблем проходят в Q3, так как другие медленнее даже на мягком составе. А выйти в третий сегмент на мягкой резине не всегда лучше, чем стартовать 11-м или 12-м со свободным выбором покрышек на гонку. Условным пилотам «Альфа Таури», «Альпин», «Астон Мартин» в Q3 светит только борьба за 7-10 места.
А на трассах, где мягкая резина разрушается быстро, шансов практически нет. Это и произошло на Гран-при Австрии с пилотами «Альфа Таури» и «Астон Мартин», которые вынуждены были поехать на вторые пит-стопы.
Ностальгия по дозаправкам в гонках
Об этом говорилось очень много и с точки зрения безопасности, экономии ресурсов и даже зрелищности. Однако формат конца 90-х начала 2000-х нельзя вспомнить без улыбки и азарта борьбы. Тогда было настоящее противостояние тактик и пилотов.
Вспомните, как некоторые шли на 3 пит-стопа против классических двух у соперника. Или на не самой обгонной трассе в случае удачной квалификации старались провести длинный первый отрезок, а затем два очень коротких на легкой машине и свежей резине. Плюс пилоты должны были уметь адаптироваться под управление тяжелой машиной с большим количеством топлива.
Правда сейчас такой интриги может не быть из-за большого разрыва в уровне команд. В одном из самых интересных сезонов 1998 года сразу несколько команд могли побеждать. «Феррари» с Шумахером набирали силу, Эдриан Ньюи построил для «Макларена» гениальный болид, «Уильямс» хоть и сдал, но это был чемпион прошлого года, «Беннетон» уверенно боролся за подиумы.
Сезон 2021 года хорош – он подарил нам много ярких пилотов
Этот сезон запомнится как минимум тем, что на стартовой решетке присутствуют 4 чемпиона мира – Алонсо, Райкконен, Хэмилтон и Феттель. А по окончании года к ним может примкнуть и Ферстаппен. Больше количество было только в 2012 году – тогда на старт выходили Шумахер, Алонсо, Райкконен, Хэмилтон, Баттон и Феттель. А вот общее количество титулов на всех гонщиков одинаковое – по 14.
В дополнении к легендам сейчас в Ф-1 есть много пилотов, которые выступают в серии давно и добились серьезных успехов – это Даниэль Риккардо и Валттери Боттас. Ну и очень яркая молодежь, которая уже блещет и готова бороться за чемпионство при наличии сильной техники – Шарль Леклер, Ландо Норрис, Джордж Расселл. Не обошлось и без ярких дебютантов – Шумахер, Цунода и Мазепин заметны как на трассе, так и за ее пределами.
Все это безусловно способно привлечь зрителей, а состав пилотов и команд как никогда подходит для вступления в новую эру серии. А пока стоит наслаждаться нынешним сезоном, ведь 2021 наконец-то дарит прекрасную борьбу.
Ранее мы рассказывали, что Льюис Хэмилтон продлил контракт с командой «Мерседес» на 2 сезона. Теперь мы увидим британца на стартовой решетке в 2022 и 2023 годах.