Ностальгия по советской эпохе: 5 культовых мопедов, о которых в СССР мечтали все парни
Во времена Советского Союза мототехника была весьма популярна. Особенно у подростков и молодежи были востребованы мопеды. Так технику назвали по результатам объявленного в 1953 году конкурса, которые провели перед международной выставкой веломототехники IFMA.
Первое, что привлекало в мопеде – его стоимость, цена была значительно дешевле мотоциклов. Немаловажным являлось и то, что на мопеде можно было ездить без прав. Также не требовалось большого места для хранения: можно было аккуратно поставить мопед на балконе, если не было места в подвале дома или найти угол у подъезда под окном, рассказывает эксперт нашего портала «CarsWeek».
Представители поколения 60-70- х с ностальгией вспоминают, как ездили на дачные участки на мопедах: огороды тогда помогали выжить всей семье, без техники следить за участком было проблематично.
Популярны мопеды были и у сельских жителей: на маневренном, недорогом транспорте можно было съездить за хлебом или в лес за грибами и ягодами.
Простые в содержании мопеды сегодня вспоминают с ностальгией все, кто вышел из СССР. Мы расскажем о 5-ти культовых моделях, о которых мечтали парни в СССР.
Легенда львовского мотозавода - «Верховина»
Первая модель мопеда «Верховина» сошла с конвейера на мотозаводе во Львове в 1970-м году. Несмотря на то, что водительское сидение было рассчитано на одного человека, на технике подчас передвигались до трех человек сразу, последний сидел на багажнике в конце рамы. Парни разгонялась по шоссейной дороге до 50 км/ч. Двигатель Ш-51 позаимствовали у ковровцев.
С 1977 года выпускалась модель «Верховина-6» также с двигателем Ковровского мотозавода Ш-57. Инженеры обновили крылья, седло, накладки на бак. Стоил такой мопед 220-226 рублей. Дороже всего обходилась техника с хромированными крыльями и ободами. Эксперты говорят, что модернизация была успешной: этот мопед считался в СССР самым быстрым.
Серийное производство линейки «Вероховина» в Советском Союзе прекратилось на 7-й модели в 1981 году. Но на складах магазинов еще долго оставались экземпляры легендарной техники.
Впоследствии Львовский мотозавод переформатировал линии и стал производить более усовершенствованные мопеды, которые в большей степени соотносились с европейскими стандартами.
Начиная с 1981 года был налажен выпуск мопедов «Карпаты».
Не скоростная, но модная модель - «Карпаты»
Сегодня мопед «Карпаты» украшают музеи советских ретроавтомобилей, есть отлично сохранившиеся модели и у частных коллекционеров.
Львовский мотозавод выпускал эту модель с 1981 по 1997 год.
Пришедшие на смену «Верховине» - «Карпаты» также стали популярны среди молодежи. С двигателем V-501 модель отличалась типом переключателя скоростей – на руле или ножным рычагом, как на мотоциклах.
На «Карпатах» не были установлены педали вспомогательные велосипедного типа. Эта особенность делала мопед похожим на мотоцикл легкого типа.
А вот в скорости передвижения модель уступала «Верховине». Разгонялись «Карпаты» максимум до 40 км/ч. Но модель все равно пользовалась спросом, ведь благодаря особенностям дизайна он очень напоминала мотоцикл.
До 1997 года конструкторы не вносили изменений в модель: бензобак и модифицированный задний фонарь оставались прежними до момента, когда с конвейера сошел последний экземпляр советского мопеда.
Европейский лоск и комфорт: «Рига»
Мопеды выпускали на латышском заводе «Красная звезда» («Саркана звайгзне») с 1958 по 1998 год. Первая модель называлась «Spriditis», но ее забраковали. Поэтому инженеры решили перенять опыт у чешских производителей компании Jawa. Результатом общих усилий стала новая модель.
Уже в 1960-м году выпустили первые десять мопедов Рига-1. В 1965-м году с конвейера сошли уже 90 тысяч экземпляров. «Рига» своим европейским дизайном и комфортом для водителя значительно отличалась от своих собратьев.
Даже в непогоду был шанс добраться до места назначения не в зашлепанных грязью брюках: защищали глубокие подкрылки. А для сельских жителей важно было не подскакивать на ухабах: для этого на «Риге» была установлена пружинная подвеска.
Передвигаться можно было спокойно и ночью: модель отличал хороший свет. Систему зажигания также инженеры значительно усовершенствовали. Качественный мопед со стандартными техническими для этого вида транспорта характеристиками внешне очень напоминал мотоцикл, а стоил при этом дешевле. С каждой новой моделью «Рига» совершенствовалась: водители отмечали качество сборки.
Мини-мокика «Рига-26/30» - такую версию мотозавода также помнят выходцы из СССР. Это модифицированная модель – своего рода гибрид скутера и мопеда. Мини-мопед был популярен у водителей, которым негде было хранить более габаритную технику. Весила модель 150 килограммов, мопедик можно было легко поместить в багажник авто.
Чешко-советский мини-мокик - «Стелла»
Летом 1987 года рижский мотозавод подписал договор с чешским предприятием «ZVL-Kolarovo» (ЧССР), который производил мопеды «Babetta». С зарубежным партнером был создан новый мини-мокик «Стелла».
Что важно, выпуск моделей был налажен и в Чехловакии, и в Латвии. Производили мини-мокик с 1990 по 1997 год.
Экипажная часть стильного и продвинутого «полтинника» была советской, а двигатель - чехословацким. Устанавливали на мини-мокик и наши моторы, которые производили в литовском городе Шяуляй (V-50, V-501, V-50M, V-501M).
Также модель была успешной благодаря классному дизайну и эргономике: сиденье, по заверению водителей, было очень удобным.
Советский мопед-«внедорожник» - «Дельта»
Мопеды «Дельта» производили в Чехословакии и в Латвии, на Рижском заводе Красной Звезды с 1986 года. На модели, выпущенные в союзной республике, устанавливали прибалтийские двигатели V-501. На сборке в Чехословакии – двигатели Jawa, которые считались более современными.
Модель, разработанную на основе «Риги», отличали небольшие габариты. Стильная, дизайнерски продуманная «Стелла» выглядела как маленький спортивный мотоцикл, в том числе благодаря высоко приподнятому заднему щитку.
Максимально на мопеде можно была разогнаться до 45 км/ч. Молодежь активно использовала «Стеллу» для путешествий. Этому способствовали удачная конструкция корпуса и подвески.
Владельце советской «Дельты» считали явовский двигатель выносливым, а вот мопеды чешской сборки ценили за качество и надежность. Весил мопед всего 60 килограммов, мощностью в 1,78 л. с. двигатель V-50/501.
Обладатели «Дельты» ценили модель за проходимость: даже непролазные участки легко преодолевались, что создало славу лучшего по этому свойству мопеда в СССР.
Впоследствии «Дельту» задействовали в спорте и туризме: использовались значительно модернизированные модели.
Значительно переработали разработчики дизайн мопедов «Дельта-люкс». На такие модели устанавливали хромированные щитки передних колес и указатели поворота.
Фото: drive2.
Ранее наш портал рассказывал, что в России на продажу выставили новый мотоцикл «Иж Планета 5» 1993 года выпуска.