ТОП-5 главных итогов для российского авторынка в 2022 году
2022 год стал самым противоречивым и непонятным для российского рынка. Введенные против РФ санкции ударили по автомобильной отрасли чуть ли не сильнее всего. Однако время перемен в то же время является очень интересным периодом. Редакция портала Carsweek вспоминает самые интересные моменты, которые произошли на рынке РФ в 2022 году.
Уход большинства иностранных компаний
В конце февраля-начале марта о приостановке деятельности в нашей стране заявили практически все иностранные бренды, за исключением китайских и корейских. Правда производства машин последних также не было. Тем не менее, большинство японских компаний не собирались уходить. Первой об уходе объявила Renault – произошло это в мае.
А вот осенью заявления стали носить уже массовый характер – прекратили свою деятельность Nissan, Toyota, Mazda, Mercedes-Benz. Другие бренды официальных заявлений не делали, однако поставок машин больше нет. И даже завод Hyundai в Санкт-Петербурге возобновил работу лишь для сборки кузовов на экспорт.
Параллельный импорт и его плюсы
Весной правительство РФ одобрило схему параллельного импорта – машины разрешили ввозить в нашу страну по неофициальным каналам, а ОТТС не требовался. Вот только летом и в первой половине осени новинок почти не было. Зато в ноябре-декабре появилось небывалое разнообразие моделей. Конечно, объемы поставок и близко не дотягивают до официальных, зато в РФ появились модели, которых без нынешней ситуации бы точно не было. Например, кроссовер Avatr 11, в создании которого поучаствовал Huawei или электрический внедорожник Hummer EV.
Старение автопарка и проблемы с подержанными автомобилями
Глобальный дефицит новых машин привел к снижению объявлений на вторичном рынке. Продавцам сложно было определиться с ценниками. В результате рынок подержанных машин также снизился. Средний возраст автопарка РФ уже начал увеличиваться.
Однако проблемой пока назвать это нельзя. Куда серьезнее следующий фактор – дефицит запчастей и резкий рост цен на них.
Некоторые опросы показывали, что часть граждан РФ готовы отказаться от замены масла, если его стоимость вырастет в 3 раза. Также на рынке появилось много новых поставщиков запчастей, только вот в их качестве нельзя быть уверенным на 100%.
Самая странная политика ценообразования
В марте нынешнего года после резкого ослабления рубля цены на машины ожидаемо подскочили. Однако летом российская валюта усилилась к доллару, только вот снижения стоимости авто хотя бы до уровня февраля не наблюдалось. Цены на китайские и отечественные авто в итоге выросли минимум на 20%. Очевидно одно – некоторые компании таким образом пытаются скомпенсировать прибыль из-за невысоких продаж, а кто-то просто решил хорошо заработать. Например, продажи Haval, Chery и Geely во втором полугодии заметно растут. И если сравнить цены на эти авто в соседнем Казахстане, то там они окажутся заметно меньше.
Локализация новых брендов и надежда на 2023 год
Однако были в 2022 году и положительные моменты. Например, производство новых машин марки «Москвич» стартовало в декабре. Пока это лишь локализованные JAC JS4, однако работа над собственной платформой также ведется. Схожая ситуация и с электрокарами Evolute, которые собирают в Липецкой области. В 2023 году модельный ряд этих компаний будет расширен, также в РФ могут приехать машины из Ирана и Индии.
Ранее наш портал рассказывал, какими новинками запомнится для российского рынка 2022 год. Мы выбрали 6 самых интересных моделей.