Борьба за чемпионство, доминирование одних пилотов над другими и проблема с форматом квалификации. Главные итоги первых 9 Гран-при сезона 2021 года в Формуле-1
После трех подряд Гран-при в течение 3 недель Формула-1 ушла на небольшую паузу. Это отличное время вспомнить, чем нам запомнились первые 9 гонок. Редакция портала Carsweek выделяет главные моменты первой части чемпионата.
«Ред Булл» смог переломить ход чемпионата
То, что рано или поздно болиды «Мерседеса» окажутся не самыми быстрыми, не сильно удивляет. Правда все ждали, что произойдет это в 2022, а не 2021 году. Интереснее другое – за последние годы сначала «Феррари», а затем и «Ред Булл» пытались навязать борьбу серебряным стрелам. Однако дальше борьбы максимум до середины чемпионата дело не доходило. Догоняющим либо не хватало надежности, либо «Мерседес» активировал внутренние ресурсы и с виду легко уходил в отрыв. В этом году все по-другому.
Первый Гран-при сезона показал, что машина у «Ред Булл» как минимум на уровне чемпионов, однако подвела тактика. В следующих гонках были ошибки либо от Ферстаппена, либо от капитанского мостика «Ред Булл». А четвертый этап в сезоне казалось окончательно похоронил интригу – «Мерседес» выиграл очень уверенно. А есть негласное правило – если ты быстр в Барселоне, то быстр везде. Тем интереснее, что на следующих трассах пилоты «Ред Булл» смогли одержать 5 побед подряд. Причем все трассы были разными. И если не самые удачные выступления «Мерседеса» в Монако и успех «Ред Булл» в Австрии – вещи довольно стабильные, то абсолютная победа австрийской команды в Баку и Франции удивила.
В «Ред Булл» не стали посыпать голову пеплом и продолжили работать над машиной, а Макс Ферстаппен оттачивал свой пилотаж в роли главного претендента на титул. И теперь австрийская команда обрела уверенность и выглядит явным фаворитом.
Валттери Боттас не так плох, как кажется
Сезон для Валттери начался ужасно – особенно запомнилось столкновение с Джорджем Расселлом на Гран-при Эмилии-Романьи. После 9 этапов финн уступает своему напарнику уже 58 очков и уже точно не является претендентом на титул. Да, Боттаса можно назвать разочарованием с точки зрения равного соперника Льюиса в этом году, но вот как второй пилот он очень неплох. Сравните, Хэмилтон проигрывает Ферстаппену 32 балла, в то время как Боттас всего в 12 баллах позади второго пилота «Ред Булл» Серхио Переса.
При этом есть любопытный факт. Да, в гонках не может быть сослагательного наклонения, но именно Льюис пока не страдал от проблем с техникой. Если отбросить самые досадные поломки – сход Боттаса на пит-стопе в Монако и взрыв шины у Ферстаппена в Баку, то имеем следующую картину. У Макса было бы преимущество перед Хэмилтоном в 41 очко, а вот Боттас был бы впереди Переса сразу на 18 баллов. Даже если не учитывать инцидент в Баку, который имел к финну лишь косвенное отношение, то он оказался бы впереди Переса на 10 баллов. Все называют Валттери вторым пилотом, и если рассмотреть его в этом контексте, то все очень неплохо. К тому же…
… В сезоне 2021 года в большинстве команд еще больший разрыв между напарниками
Действительно, примерный паритет сейчас наблюдается только в «Феррари» и «Астон Мартин». С натяжкой сюда можно занести и «Альфа Ромео» - в этой команде Кими Райкконен за счет опыта неплохо проводит гонки, однако допускает много ошибок и по чистой скорости уже проигрывает Антонио Джовинации. А что в остальных командах? В «Ред Булл» на чемпионском уровне едет Ферстаппен, а Перес лишь борется за 3 место с Норрисом и Боттасом.
Сам Норрис камня на камне не оставляет от Даниэля Риккардо – 101 очко против 40, а в квалификациях разрывы еще больше. В «Альфа Таури» ситуация вообще непонятная – дебютанту Юки Цуноде прощали ошибки на первых гонках, хотя их было слишком много. Казалось, что японец вкатился, однако два (!!) наезда на линию пит-лейн в Австрии – это непростительно даже для более младших серий. В «Альпин» поначалу Окон выглядел сильнее Алонсо, однако испанец освоился и регулярно борется за Q3 в квалификациях и даже проходит туда, в то время как француз уже 2 гонки подряд квалифицируется 17-м. Да и в последних гонках Фернандо на голову сильнее и азартнее партнера.
Про «Уильямс» и говорить нечего – Расселл продолжает громить Латифи и если бы уровень болида был сильнее, то разница в очках была бы огромной. И наконец, Мик Шумахер пока на голову сильнее Никиты Мазепина. Россиянин перестал допускать ошибки, однако по темпу пока проигрывает немцу. Тем не менее, в «Хаасе» обещали разобраться в проблемах с болидом россиянина, поэтому в этом случае речь может идти не только о проблемах пилота.
Правило старта на шинах из второго сегмента надо отменить
Изначально такая затея была довольно интересной – более жесткие шины значительно уступают в скорости на одном круге. И это было бы интересно при примерно равном уровне команд. В этом случае немногие бы рискнули проходить дальше на медиуме, более того мы бы могли видеть осечки, когда фавориты стартовали бы из-за пределов ТОП-10.
На деле же большая разница в скорости машин приводит к следующему – пилоты «Ред Булла» и «Мерседеса» без всяких проблем проходят в Q3, так как другие медленнее даже на мягком составе. А выйти в третий сегмент на мягкой резине не всегда лучше, чем стартовать 11-м или 12-м со свободным выбором покрышек на гонку. Условным пилотам «Альфа Таури», «Альпин», «Астон Мартин» в Q3 светит только борьба за 7-10 места.
А на трассах, где мягкая резина разрушается быстро, шансов практически нет. Это и произошло на Гран-при Австрии с пилотами «Альфа Таури» и «Астон Мартин», которые вынуждены были поехать на вторые пит-стопы.
Ностальгия по дозаправкам в гонках
Об этом говорилось очень много и с точки зрения безопасности, экономии ресурсов и даже зрелищности. Однако формат конца 90-х начала 2000-х нельзя вспомнить без улыбки и азарта борьбы. Тогда было настоящее противостояние тактик и пилотов.
Вспомните, как некоторые шли на 3 пит-стопа против классических двух у соперника. Или на не самой обгонной трассе в случае удачной квалификации старались провести длинный первый отрезок, а затем два очень коротких на легкой машине и свежей резине. Плюс пилоты должны были уметь адаптироваться под управление тяжелой машиной с большим количеством топлива.
Правда сейчас такой интриги может не быть из-за большого разрыва в уровне команд. В одном из самых интересных сезонов 1998 года сразу несколько команд могли побеждать. «Феррари» с Шумахером набирали силу, Эдриан Ньюи построил для «Макларена» гениальный болид, «Уильямс» хоть и сдал, но это был чемпион прошлого года, «Беннетон» уверенно боролся за подиумы.
Сезон 2021 года хорош – он подарил нам много ярких пилотов
Этот сезон запомнится как минимум тем, что на стартовой решетке присутствуют 4 чемпиона мира – Алонсо, Райкконен, Хэмилтон и Феттель. А по окончании года к ним может примкнуть и Ферстаппен. Больше количество было только в 2012 году – тогда на старт выходили Шумахер, Алонсо, Райкконен, Хэмилтон, Баттон и Феттель. А вот общее количество титулов на всех гонщиков одинаковое – по 14.
В дополнении к легендам сейчас в Ф-1 есть много пилотов, которые выступают в серии давно и добились серьезных успехов – это Даниэль Риккардо и Валттери Боттас. Ну и очень яркая молодежь, которая уже блещет и готова бороться за чемпионство при наличии сильной техники – Шарль Леклер, Ландо Норрис, Джордж Расселл. Не обошлось и без ярких дебютантов – Шумахер, Цунода и Мазепин заметны как на трассе, так и за ее пределами.
Все это безусловно способно привлечь зрителей, а состав пилотов и команд как никогда подходит для вступления в новую эру серии. А пока стоит наслаждаться нынешним сезоном, ведь 2021 наконец-то дарит прекрасную борьбу.
Ранее мы рассказывали, что Льюис Хэмилтон продлил контракт с командой «Мерседес» на 2 сезона. Теперь мы увидим британца на стартовой решетке в 2022 и 2023 годах.