Вторые руки: BMW X5 (E53) покупка с большим риском
История BMW X5 (E53)
Существует ошибочное мнение о том, что X5 – это первый полноприводный автомобиль от BMW. Но стоит вспомнить. Что еще в довоенное время, немецкий автопроизводитель выпускал военный вседорожник BMW Type 325, заслуживший долю почета за свои ходовые качества и надежность в армейских кругах. Кроме этого, в 1989 году выпускалась модель BMW Freeclimber. Но данный внедорожник не был полной разработкой немцев. По своей сути, он являлся глубокой переработкой и тюнингом удачного внедорожника Toyota Fourtrak.
Но BMW не отставала и в собственных разработках полноприводных автомобилей. К примеру, до выпуска Х5 в 1999 году, компания выпускала седаны по формуле 4х4 - Е30 и Е34. Еще одним полезным опытом в копилке немцев оказалось владение компанией Land Rover. Приняв активное участие в разработке, постройке и настройке Range Rover’a, автопроизводитель приобрел очень полезный опыт, который удачно использовал при выпуске на мировой рынок нового автомобиля.
Как и во многих делах. Если Немцы начинают какое-то дело, то подходят к нему со всей основательностью. Поэтому, нет ничего удивительного, что автомобиль выпущенный в 1999 году повлиял на весь мировой рынок. Концепция большого внедорожника обладающего всеми ходовыми качествами хорошего седана пришлась по вкусу потребителям. На то время уже существовали «паркетники» и большие кроссоверы, но все они отличались некоторой вальяжностью в управляемости перешедшей к ним от больших пикапов.
Поэтому, компания BMW решила совместить в одном автомобиле все хорошие качества: удобный и просторный салон большого кроссовера с управляемостью от лучших седанов компании, и сделанный упор на «спортивность». Все это — новый подход к строительству кроссоверов, необычные ходовые качества и хорошая динамика позволили BMW X5 оставаться самым популярным автомобилем своего сегмента во всем мире, и создать целое поколение подражателей.
Техническая начинка BMW X5
Если рассматривать Х5 с точки зрения технической начинки, то можно увидеть, что в ней использовались проверенные временем решения других моделей компании. Качественная наружная и внутренняя отделка вместе с электронной начинкой делает автомобиль схожим с BMW 7 Series E38, но конструкция «ходовки» была взята с проверенной временем и дорогами «пятерки» Е39 с внесенными поправками учитывающими большой вес и увеличенный дорожный просвет. И вся эта сборная солянка была одета в практичный кузов универсала. Стоит отметить. Что автомобиль получился крайне практичным, и отлично показывающим себя на шоссейных дорогах, но передвижения по серьезному бездорожью BMW X5 не выдержит. Да и стоимость автомобиля вместе со стоимостью обслуживания приближают класс машины к BMW 7 Series, что не дает по статусу использовать его как обычный внедорожник.
Многие могут поспорить на этот счет, но стоит учитывать, что подвеска совсем непредназначена для лихих покатушек по пересеченной местности. Да, спорить бессмысленно. Благодаря высокому дорожному просвету, пневмоподушкам, продуманная настройка ходовки и трансмиссии в паре с качественной работой электроники позволяют автомобилю преодолеть большинство препятствий встречающихся на пути. Но стоит учитывать, что после таких приключений, Вам покажется, что ходовая часть автомобиля полностью изготовлена из золотых деталей. При этом, если использовать автомобиль по асфальтовым дорогам, даже учитывая качество дорожного покрытия на постсоветском пространстве — ходовка автомобиля проработает долгое время без всяких нареканий, но при условии использования рекомендуемых покрышек. Эксплуатация низкопрофильной резины снижает ресурс подвески на несколько порядков.
Но стоит признать, что в данном случае — отсутствие надежной и по-настоящему внедорожной подвески не является минусом. Просто хорошая управляемость, скорость и характер спортивного седана не могут сочетаться с не убиваемыми вседорожными характеристиками. А стоимость запчастей сравнима с любыми моделями премиум сегмента, в которых за одну ручку можно заплатить не менее 10 000 рублей.
Что по-настоящему смущает в BMW X5 – это криминальность автомобиля на вторичном рынке, вызванная небывалой популярностью и простотой угона. Нет, системы безопасности в автомобиле вполне надежны и поддаются только профессионалам, но есть много других способов угона. В свое время, водителей BMW X5 называли парашютистами. Выкинуть водителя из-за руля на светофоре и скрыться с места преступления через газоны и тротуары было проще чем взламывать замки и сигнализацию с противоугонной системой. С тех пор, на вторичном рынке есть множество автомобилей с непонятным происхождением, перебитыми номерами и автомобили близнецы.
Массовость и огромная популярность BMW X5 вызвала волну легкого заработка для определенного сегмента «предпринимателей». Из Соединенных Штатов Америки привозят разбитые или утопленные в океане автомобили, быстро восстанавливают в местных гаражах и перепродают как свеженький автомобиль с пробегом до 100 000 км.
Классические «болячки» силовых агрегатов
Перед описанием проблем с силовыми агрегатами, хотелось сказать, что первые моторы после обновления модели в 2003 году М-серии с восемью цилиндрами были удобнее и надежнее в эксплуатации, чем новая N-серия. Стоит сказать, что самыми надежными моторами в истории BMW X5 были моторы с рабочим объемом 3 литра M54 и все дизельные агрегаты М57. Остальные силовые агрегаты были менее надежны.
Серия силовых агрегатов устанавливаемая с 2004 года М62 и N62 с рабочим объемом 4,4 литра отличаются капризным поведением и жесткими требованиями к охлаждающей системе. Моторы данной серии имеют не удачную конструкцию газораспределительного механизма и склонны к закоксовыванию колец и быстрому изнашиванию маслосъемных колпачков на клапанах. Что приводит к увеличенному расходу автомобильного масла. Новая серия N62 отличается более быстрым проявлением симптомов и более высокой рабочей температуре, что приводит к новым неожиданностям. Не редки случаи, когда в летний период силовые агрегаты N62 достигали максимальной рабочей температуры и теряли значительную часть мощности из-за начинающейся детонации бензина АИ-95. Единственным выходом из ситуации был переход на качественный АИ-98. Кроме этого, все двигатели новой серии перешли на технологию с алюсиловым покрытием внутренностей цилиндров. С одной стороны — это уменьшало трение, и повышало стойкость поверхности цилиндров к износу. Но с другой стороны — это вызывало дополнительные повреждения при начавшейся детонации, могла повредиться не только поршневая группа, но и отлетать кусками тонкое покрытие цилиндров.
Следует отдать должное силовым агрегатам с рабочим объемом 4,6 и 4,8 литра той же серии. Из-за увеличенного объема снизилась рабочая температура моторов, что сделало их надежными и стойкими к нагрузкам. К примеру, двигатель объемом 4,4 литра к 150 000 км пробега уже требовал капитального ремонта и «кушал» значительное количество масла, из-за залегания колец и износа маслосъемных колпачков, но силовые агрегаты увеличенного объема могли проработать до 250 — 300 тысяч км. После чего требовалось проводить замену цепей, направляющих и других элементов газораспределительного механизма, проводить ремонт или профилактику впускных коллекторов, и заниматься мелкими неисправностями.
Поэтому, не стоит радоваться низкой стоимостью BMW X5 на вторичном рынке. Скорее всего, Вы получите автомобиль с целым списком проблем по силовому агрегату (не считая других), стоимость решения которых обойдется в стоимость покупки еще одного Х5. Стоит учитывать, что высокая рабочая температура двигателя влияет не только на сам мотор, но и на все подкапотное и навесное оборудование. Со временем, под воздействием высоких температур разрушаются прокладки и сальники, оплетка проводов может рассыпаться или проплавиться, может нарушиться работа форсунок или могут появиться течи в системе охлаждения из-за патрубков.
Но хочется прояснить ситуацию, для того, что бы не выставлять автомобильный концерн BMW в плохом цвете. Выше описанные проблемы характерны для автомобилей бывших в употреблении. Технически сложные силовые агрегаты от немецкой компании требуют качественного и правильного обслуживания, с использованием дорогих и высококлассных расходных компонентов и топлива. Что игнорируется большинством автовладельцев. Поэтому, при словах о том, что автомобили БМВ постоянно расходуют масло, и это норма для них с самого конвейера — абсолютно неверны. Если вы столкнетесь с тем, что хозяин автомобиля при продаже говорит о том, что автомобиль кушает «всего» два литра на 10 000 км и это еще хорошо — учитывайте, что такой хозяин либо целенаправленно вводит в заблуждение или сам в это верит. Данный факт говорит только об одном — двигатель на данном экземпляре уже при смерти.
Если Вы уже владелец BMW X5 E53 или собираетесь им становиться, стоит принять во внимание, что регламентные интервалы по замене масла в двигателе подходят только для идеальных немецких условий с качественным сырьем и топливом. В наших реалиях, лучше перестраховаться и используя максимально качественное масло менять его каждые 10 — 12 тысяч пробега. Такой подход к обслуживанию автомобиля сэкономит кучу денег и продлит жизнь мотора.
Отдельно стоит отметить про моторы с рабочим объемом от 4,4 литра. Дело в том, что существует мнение отдельных мастеров, занимающихся ремонтом силовых агрегатов от BMW, о том, что интервал замены масла для них лучше уменьшить до 5 000 км. Такой подход исключит любые случайности, которые могут привести к серьезным последствиям.
Проблемы трансмиссии автомобилей с пробегом
В своем большинстве, автомобиль выпускался с автоматическими коробками передач. До рестайлинга — это были трансмиссии на пять ступеней от ZF и GM. Как показала практика, коробка от ZF была более надежной, но и американский производитель не вызывал особых нареканий. Единственной проблемой стало то, что данные коробки работали в паре с мощными моторами, что стало причиной частого перегрева трансмиссии, быстрый износ гидротрансформатора, и в результате появлялись постоянные рывки при переходе между ступенями. А восстановление автоматической коробки передач может вылиться в приличную сумму.
Была версия кроссовера Х5 и с механической коробкой передач, в надежности которой нет никаких сомнений, но серия машин с механикой была выпущена очень ограниченным тиражом, и найти такую комплектацию на вторичном рынке — практически невозможно.
После обновления модели в 2003 году, автомобиль начали комплектовать современной на то время автоматической коробкой передач от ZF на шесть ступеней, в комплекте с фирменной системой полного привода xDrive. После чего, уже появились нарекания и проблемы с трансмиссией и полным приводом, кроме того, что они позволяли управлять автомобилем с еще большим удовольствием и экономией, они добавили дополнительные строчки в графе расходов на ремонт автомобиля. Новые коробки от ZF вышли сырыми и не готовыми к работе в паре с мощными моторами, а рекомендуемые интервалы замены масла в коробках, абсолютно, не подходили. Немного улучшало положение, если владелец уменьшал интервал обслуживания коробки вдвое и не использовал автомобиль в качестве спортивного болида.
В дополнение ко всему, усложнила ситуация и новая система управления полным приводом xDrive, которая заменила собой стандартный дифференциал. В данной системе, реализовано автоматическое подключение передней оси при помощи системы мокрых фрикционов, зажимающихся при помощи электроприводов. Кроме того, что вся конструкция имеет склонность к перегреву во время некоторых режимов с неполным включением, так еще и электропривод с системой зажимания фрикционов оказались слабым местом. Которые выходили из строя довольно часто. И в те времена приходилось менять весь узел xDrive в сборе. Но к счастью, в последнее время, появилось много мастерских. Которые способны починить отдельные элементы системы и провести модификацию.
Проблемы электрики в автомобилях с пробегом
По сути, ничего плохого про электронную начинку BMW X5 сказать нельзя. В ней присутствуют все стандартные нюансы присущие автомобилям с огромным количеством приборов, датчиков, автоматических систем и систем повышенного комфорта. То есть, по законам случайности — чем больше элементов, тем чаще будет возникать неисправность во всей системе.
Отдельно хочется сказать про то, что большое количество электронных систем накладывает свои особенности на электропитание и источники энергии. Поэтому, в автомобиле применяется мощный генератор с системой водяного охлаждения и регулируемым напряжением. Естественно, чем сложнее агрегат, тем легче он выходит из строя, но особых неудобств или закономерных поломок на малом сроке эксплуатации не замечено.
Кроме этого, приобретая автомобиль на вторичном рынке стоит учитывать, что все элементы уже долгое время работали и каждый из них имеет собственный ресурс, который может уже выходить. Поэтому не стоит удивляться неожиданному отказу вентилятора обдува салона, электрического привода складывания зеркал, обогрева салона и других электронных систем.
Единственное что следует указать как явный минус — это неудобное и нерациональное размещение некоторых блоков управления, реле и блоков предохранителей. Многие элементы находятся в задней части салона, и все они скрыты под полом багажника и полом салона в районе ног пассажиров. Поэтому, не сложно представить, что происходит с электроникой при попадании влаги в салон автомобиля. Все это усугубляется на поддержанных автомобилях, которые могут иметь течь воды через уплотнительные резинки, или имеют поврежденную систему дренажа воды с люка.
Проблемы с ходовой частью
Опять же, при взгляде на уровень качества подвески, ее не стоит рассматривать как подвеску внедорожника (хоть автомобиль и выглядит ка настоящий Джип), все же автомобиль создавался для условий городской и шоссейной эксплуатации. В условиях которых она вполне надежна и показывает себя с лучшей стороны. Но абсолютно не выдерживает жестких условий пересеченной местности или регулярного форсирования бордюр. Так же как и постоянное использование низкопрофильной резины. Отдельно выделить какие-либо элементы ходовой части не получится, практически все они надежны и срок службы полностью зависит от манеры эксплуатации.
Отдельно можно упомянуть, что приобретать автомобиль бывший в употреблении с пневмоподвеской — это заранее согласиться на крупные траты по ее ремонту. К сожалению. Любая пневматическая подвеска имеет свой срок службы (в пределах пяти лет), по истечению которого придется периодически менять баллоны, блоки управления и насос, а стоимость каждого из элементов не дешевая.
Рулевое управление в Х5 устроенно по простому принципу и серьезных проблем не возникает на всем протяжении эксплуатации автомобиля. Со временем может появиться небольшой люфт, который не будет влиять на общую работу рулевого управления. Также, может выйти из строя модуль управления усилием поворота руля. То есть, пропадет информативность рулевого колеса, а поворот руля станет очень легким. Скорее всего, многие владельцы не станут исправлять такую неисправность, с этим вполне можно смириться, или потратить большую денежную сумму на восстановление заводских характеристик рулевого управления.
Качество кузова и салона в поддержанном Х5
Как уже традиционно сложилось, качество кузовных элементов и лакокрасочного покрытия на автомобилях немецкого производителя BMW может вызывать только зависть у владельцев других марок. Покрытие кузова и защита днища стойко переносят все суровые условия эксплуатации на территории России. Только самые первые экземпляры могут иметь следы коррозии в местах частого скопления влаги: в местах контакта крыльев с бампером, под уплотнительными резинками и на колесных арках.
Качество салона также на высоком уровне, но только при условии аккуратного обращения и правильного ухода он может сохраниться в хорошем состоянии до наших дней. Проблема в том, что автомобиль перешел в разряд массовых не смотря на стоимость. Следовательно, это сказалось на состоянии оббивки салона автомобилей доходящих до конечного потребителя. В том случае, если Вы являетесь строгим поборником качества внутренней отделки, то Вам следует сразу искать автомобиль с идеальным салоном. Восстановление и замена внутренних элементов дизайна и оббивки выльется в очень крупную сумму.
Отдельно стоит сказать про то, что автомобили дорестайлингового года с бамперами и обвесом с обновленной модели — это не обязательно восстановленные после ДТП машины. Многие владельцы первых автомобилей меняли внешний вид машины не смотря на цену.
Вывод
Что мы имеем в итоге? А имеем мы неопределенный выбор между комплектациями, который усложняется тем, что более надежные и простые комплектации намного старше, а следовательно и более выработанные чем более новые но менее надежные свежие машины.
Казалось бы, что идеальным выбором будет дорестайлинговый автомобиль с бензиновым или дизельным трехлитровым двигателем, работающим в паре с механической трансмиссией и обычным полным приводом. Но такую уникальную комплектацию найти нереально.
Поэтому остается выбор между дорестайлинговой автоматической трансмиссией на пять ступеней и обновленной шестиступенчатой. Выбор остается неоднозначным, ведь изначально, более надежная коробка передач может оказаться более изношенной в силу возраста чем менее надежная но свежая.
Но можно сказать однозначно, что выбрав автомобиль с восьмицилиндровым двигателем, будущий владелец подписывает себя на крупные расходы по обслуживанию и большие затраты на ремонт.
Что же выбрать? Покупая BMW X5, человек во первых покупает «статусный» автомобиль, а в комплекте получает эмоции и удовольствие от обладания таким автомобилем. Поэтому, стоит выбирать автомобиль в хорошем состоянии у заведомо ответственного владельца. Ведь обслуживание премиального автомобиля, в любом случае, не будет дешевым удовольствием.