Вторые руки / 22 Августа, 2019 г.

Вторые руки: BMW 3 Series (E90) болезни автомобилей с пробегом



 Автомобили немецкого концерна BMW очень популярны на вторичном рынке, поэтому мы не могли пройти стороной обсуждение всех стандартных проблем, появляющихся во время эксплуатации и при покупке автомобиля бывшего в употреблении. Данная статья будет посвящена одной из самых популярных линеек моделей — BMW 3 Series предыдущего поколения.

 Напомним, что предыдущее поколение БМВ «тройки» выпускалось в период с 2005 по 2012 год в кузовах: седан, купе, кабриолет и универсал. На территории Российской Федерации автомобили были представлены с широкой линейкой силовых агрегатов, которая включала в себя бензиновые и дизельные моторы.


 В пару к силовому агрегату можно было укомплектовать автомобиль механической или автоматической трансмиссией на шесть ступеней, при этом был доступен выбор между задним или полным приводом. 

 Через три года с начала выпуска модели, она получила рестайлинг, благодаря которому изменился вид салона и некоторые элементы экстерьера. Начиная с 2008 года, автомобиль оставался неизменным до окончания выпуска.

 Отдельно обратим внимание, что большинство автомобилей этой модели для российского рынка, были произведены на предприятии, расположенном в Калининграде, что никак не сказалось на качестве деталей, кузовных элементов, сборке и лакокрасочного покрытия. Как и в большинстве случаев с продукцией БМВ, проявившаяся ржавчина на кузове — это главный признак некачественного ремонта после ДТП. Также имелись модификации, которые производились и поставлялись из Германии.

 BMW 3 Series предыдущего поколения имела более простую конструкцию кузова, чем «пятерка» того же поколения, поэтому автомобиль считается более ремонтнопригодным и более простым в обслуживании.

 Самые распространенные проблемы с бензиновыми моторами


 Прежде всего стоит отметить, что автомобили BMW отличаются от других тем, что имеют в своей комплектации большое разнообразие силовых агрегатов, которые могут различаться объемом и мощностью. Но чаще всего все разнообразие в пределах одной модели — это различные модификации одного и того же агрегата. Поэтому часто бывает так, что конструктивные различия очень незначительны или вовсе отсутствует, а разница заключается в прошивке электронного блока управления. Следовательно, и все неисправности между ними очень схожи.

 К примеру:

 1) на фотографии показан часто встречаемый агрегат на BMW 3 Series. Это двухлитровый силовой агрегат, работающий на бензине. Устанавливался на модели 318i и 320i, но имея различные модификации по мощности — всегда выглядит практически одинаково.
 2) Еще один распространенный вариант модели с дизельным двухлитровым мотором устанавливался на BMW 320d. Проблема в том, что большинство этих моделей привезены из Германии, и практически все имеют скрученный пробег (без возможности выяснения реального).
 3) На третьем изображении показан бензиновый мотор с рабочим объемом 2,5 литра, устанавливавшийся на BMW 325i. Эта модель получила второе место по популярности и была доступна с пакетом полного привода xDrive.
 4) Бензиновый шестицилиндровый агрегат с рабочим объемом 3 литра. Имел 2 модификации с мощностью 270 и 305 лошадиных сил. Различия заключались в наличии и отсутствии турбин.

 Самой главной «бедой» бензиновых агрегатов является система газораспределения с муфтами изменяемых фаз. Дело в том, что ГРМ на этих двигателях редко переживает рубеж в 150 000 — 180 000 километров. Причиной этому становится неравномерное растяжение цепи, впоследствии начинающей шуметь. Но в запущенных случаях цепь может перескочить несколько зубьев на шестерне, что приведет к неизбежному удару поршней об открытые клапана. Соответственно, в таком случае ремонт не обойдется малой кровью.

 Все бензиновые моторы с рабочим объемом 1,6 и 2 литра имеют одинаковую проблему. Со временем (а произойти это может на любом пробеге) ослабивает болт крепления натяжителя цепи газораспределительного механизма, это приводит к образованию течи масла через уплотнительные кольца. К счастью, кроме увеличившегося объема потребления масла, проблем не последует.

 На отметке в 100 000 км владельца BMW "тройки” с бензиновым двигателем поджидает еще одна проблема. На данной отметке может забиться соленоид, управляющий муфтами изменяемых фаз газораспределения. В таком случае динамика автомобиля резко снижается, в самых серьезных случаях — электронный блок управления переведет агрегат на аварийный режим работы. Но серьезными затратами это не грозит, ремонт заключается в промывке соленоидов, но этого можно избежать, если использовать качественные масла и чаще их менять.

 Кроме этого, если у Вас модель с бензиновым двигателем от двух литров рабочего объема, то есть риск больших затрат на ремонт после 100 000 км. Данные моторы лишены стандартной схемы дроссельной заслонки. В них применяется система с изменяемой высотой открытия впускных клапанов, реализованная посредством электроприводов. Именно в этом и кроется слабое место. Со временем механизм электромоторов заклинивает от закоксовки, а заклинивший механизм не подлежит восстановлению. Естественно, более качественное масло и более частая замена помогают оттянуть этот момент, но он остается неизбежным.

 Продолжая развивать тему про бензиновые моторы, можно добавить про быстрый износ маслосъемных колпачков. Примерно к 80 000 км пробега, необходимо их менять на новые или придется терпеть постоянно повышающийся расход масла.

 Также по неизвестной причине инженеры компании БМВ создали очень недолговечные блоки вентиляции картерных газов. Через некоторое время эксплуатации небольшие вентиляционные каналы забиваются отработанным маслом, что приводит к повышенному расходу смазки и попаданию ее в камеры сгорания. Кроме этого на моторах с рабочим объемом от 2,5 литров, проблема усугубляется еще больше. На таких моторах система вентиляции картерных газов встроена в клапанную крышку, а возможности промыть систему нет. Стоимость одной крышки начинается от 20 000 рублей.

 И самый непредсказуемый ход компании БМВ на автомобилях того поколения — это убрать масляный щуп для контроля уровня масла. Вся процедура за слежением уровня, давления и качества масла в двигателе отдана бортовому компьютеру и датчику в поддоне картера. Естественно, если бы система работала надежно и на нее не было бы никаких нареканий,  мы бы не стали упоминать это в статье. Примерно на отметке в 100 000 км пробега датчик начинает работать с ошибками или запозданиями, поэтому из-за неверных показаний бортового компьютера можно пропустить мимо внимания серьезную неисправность, которая выльется в капитальный ремонт двигателя. Тут стоит отметить, что данная проблема связана с тяжелыми условиями эксплуатации в России и с плохим качеством топлива и масла, так как на автомобилях, пригнанных из Германии, датчики работают и после 200 000 км пробега.

 Самые распространенные проблемы с дизельными моторами


 Не обошлось без ложки дегтя в бочке меда и с дизельными моторами.  Несмотря на то, что инженеры оставили масляный щуп для контроля уровня масла вместе с датчиком, мотор на дизельном топливе с рабочим объемом 2 литра также подвержен проблеме с растяжением цепи газораспределительного механизма. Но здесь проблема усугубляется тем, что повышенный шум от цепи не слышен из-за специфического звука работы дизельного мотора. Кроме этого цепь чаще всего тянется после отметки в 100 000 км пробега, но часто встречаются случаи, когда цепь тянется и на более ранних сроках. Но для справедливости скажем, что некоторые экземпляры автомобилей удачно эксплуатировались и до 250 000 км пробега без замены цепи. Тут нужно понимать, что срок службы цепи очень зависит от манеры вождения.

 Проблема усложняется и тем, что механизм привода газораспределительного механизма находится со стороны коробки передач. То есть, не снимая двигателя — невозможно провести замену цепи. Поэтому стоимость работы высокая. Но для экономии и превентивных мер стоит заменить ролики толкателей клапанного механизма. Обычно эти ролики успевают выйти из строя к замене цепи, но лучше перестраховаться и поменять их вместе с цепью. Хотя особых проблем от этой неисправности не будет, но лучше подстраховаться.

 Трехлитровый мотор с шестью цилиндрами на BMW 3 Series был представлен в двух модификациях: М57 и N57. Силовой агрегат М57 устанавливался на дорестайлинговые модели и отличался чугунным блоком двигателя. В свою же очередь двигатель N57 стал алюминиевым и сменил местоположение привода газораспределительного механизма на заднее, что усложнило ремонт при необходимости. Но стоит отметить, что трехлитровые «дизеля» считаются самыми надежными моторами во всей представленной линейке, и практически не имеют проблем с растяжением цепи. Поэтому при выборе автомобиля с пробегом желательно обратить внимание на модели с дизельным мотором М57.

 Дизельные двигатели отличались более серьезной проблемой с системой вентиляции карьерных газов. Эта система может забиться уже на 30 000 км, но спасает то, что весь механизм является отдельной деталью, и не придется покупать новую клапанную крышку. Обратите внимание, что тянуть с данной проблемой нежелательно. Из-за попадания масла в камеру сгорания — быстро засоряется сажевый фильтр, который имеет немалую стоимость.

 Также стоит учитывать, что на пробеге в 100 тысяч километров придется заменить все свечи предпускового подогрева и блок управления, которые начинают дружно выходить из строя на данной отметке. При этом многие рекомендуют не заниматься одиночной заменой, и при обнаружении одной сгоревшей свечи — заменить весь комплект. Это сэкономит деньги и время.

 Интересно, что вышеупомянутый сажевый фильтр, стоимость которого достигает 120 000 рублей, можно вернуть к жизни после промывки. Метод конечно не официальный, но как утверждают опытные люди — очень эффективный. После снятия фильтра, его промывают водой под высоким давлением, к примеру, автомобильной мойкой высокого давления. После чего его заливают с применением чистящих средств для посуды или чистки автомобиля и оставляют на 12 часов. Затем тщательно промывают водой и устанавливают назад. Перед эксплуатацией автомобиля стоит принудительно включить процесс регенерации сажевого двигателя. Этим способом можно сэкономить до 120 000 рублей за 1 день с вероятностью в 90%.

 Общие неисправности моторов


 При покупке БМВ необходимо учитывать, что все силовые агрегаты от этого производителя не терпят перегрева. Существует необходимость один раз в год делать полную промывку системы охлаждения с полным снятием радиатора. Процедура не из бюджетных, но помогающая продлить жизнь всем узлам двигателя, и сэкономить деньги на капитальном ремонте.

 В качестве регулярных расходов необходимо учитывать, что с отметки в 70 000 км пробега, подшипники навесного оборудования начинают шуметь, а ремень генератора изнашивается к 100 000 км.

 Турбины на автомобилях БМВ третьей серии не отличаются выносливостью. К примеру, наддув на бензиновом агрегате работает около 150 000 км, а на дизельном до 200 000 км.

 Подведя итоги по неисправностям силовых агрегатов, можно отметить, что обновление моторного масло с меньшим интервалом — это реальный способ продлить работу автомобиля без поломок. Но нужно учитывать, что нельзя доверять бортовой системе расчета интервала замены масла. Обычно она показывает интервал в 20 - 25 тысяч километров, но опытные мастера рекомендуют не превышать интервала в 10 000 км.

 Остальные «болезни» BMW 3 Series


 Данная модель комплектовалась двумя видами автоматической трансмиссии — GM и ZF. При этом коробка передач от американского производителя устанавливалась только на модели с бензиновым двухлитровым двигателем и встречается довольно редко. Работая в паре с мотором мощностью в 150 лошадиных сил, автоматическая коробка не испытывает особых нагрузок и может претендовать на звание надежного механизма. Но и здесь не обошлось без "болезней". Примерно на отметке в 100 тысяч км может сломаться хрупкий пластиковый привод на клапане выбора передач. Это происходит в холодное время года, но меняется довольно просто и стоит относительно недорого.

 Коробки от ZF не отстают по надежности. Изначально они планировались для моторов с большой мощностью, поэтому, работая с двигателем стандартной комплектации, они могут прослужить весь запланированный срок службы (около 250 000 км). Единственные проблемы, возникающие на модификациях модели с топовым двигателем — это быстрый износ втулок на валах, на которых находятся элементы планетарных рядов. Это может произойти после пробега в 150 000 км. Стоит учитывать, что официальный дилер не занимается ремонтом или восстановлением автоматических коробок от ZF. Но другие авторизованные сервисы могут отремонтировать любую неисправность.

 Из-за специфики работы автоматических трансмиссий на БМВ, а точнее — это ранее срабатывание блокировки гидротрансформатора, приходится производить замену трансмиссионного масла каждые 60 000 км. Во время езды по городским пробкам фрикционы начинают пробуксовывать, и мелкие частички остаются в трансмиссионной жидкости. А масляный фильтр в коробках не может полностью очистить жидкость от мелкой взвеси, поэтому превышение интервала замены приведет к ускоренному износу всей трансмиссии.

 Механические трансмиссии очень надежны и особых проблем в эксплуатации не возникает на протяжении всего срока службы автомобиля. К сожалению, модели укомплектованные «механикой» встречаются крайне редко.

 Коротко о подвеске


 Фирменная система полного привода BMW xDrive не вызывает нареканий и работает очень надежно на протяжении всего срока эксплуатации автомобиля.

 Также и система рулевого управления. Случаев различных поломок зафиксировано очень мало. Даже рулевые наконечники меняются в основном  из-за закипания резьбы и невозможности регулировки развал-схождения.

 Остальная часть подвески не отстает по надежности от рулевого управления. Какие-либо проблемы могут возникнуть только после 100 000 км пробега. В передней части изнашиваются амортизаторы, которые лучше всего менять вместе с опорным подшипником. А в задней части подвески изнашиваются плавающие сайлент-блоки в верхних поперечных рычагах.

 Осталось сказать, что в автомобиле практически не осталось нераскрытых "болячек" в данной статье. Все остальные поломки — это скорее исключения из правил.

  Вывод


 Несмотря на то, что в статье так много расписано проблем с моторами данной модели, можно считать, что автомобиль вполне надежен. При условии, что будут проводиться все регламентные работы вовремя и будут использоваться только качественные материалы. Чаще всего владельцы BMW 3 Series посещают станцию технического обслуживания только для проведения планового ТО. Если вы решились на покупку этой модели с рук, то внимательно отнеситесь к техническому состоянию автомобиля и можете владеть им с удовольствием.