Главная / Автоновости / Мото новости

Советские мотоциклы с колясками и прицепами – в помощь простому труженику

Редакция CarsWeek рассказала про советские мотоциклы с колясками и прицепами
Мотоциклы в СССР были доступны, а большинство моделей ещё и купить получалось без очередей и многолетних записей.
Поделиться:
Советские мотоциклы с колясками и прицепами – в помощь простому труженику

Именно по этой причине двухколёсный транспорт был массово распространён в сельской местности. В городах подобная техника особо не прижилась – гаражи имелись далеко не у всех, а на улице мотоцикл оставлять было чревато угоном.

Байки позволяли быстро перемещаться по дорогам любого качества, включая направления. Но два колеса могут увезти только водителя и одного пассажира с небольшим багажом. Автомобили при этом недоступны всем желающим. Выход в СССР – приобретение мотоцикла с коляской. Именно о таких моделях, произведённых на советских заводах, редакция carsweek.ru сегодня и расскажет.

Самые лёгкие – «Минчики» от ММВЗ

Мотоциклы марки «Минск» выпускались в БССР на «Мотовелозаводе». Эти лёгкие байки с двухтактными моторами на 125 см3 радовали проходимостью, простотой конструкции и надёжностью.

Есть мнение, что с колясками и прицепами ММВЗ не выпускали – это так. Но был в гамме у производителя грузовой мотоцикл – С-3.901. Его можно условно причислить к «колясочникам». Хотя, официально техника называлась мотоколяской и на неё не требовалось прав управления.

minsk.jpg

Из особенностей – стандартный для минских мотоциклов двухтактный двигатель на 125 см3, но с принудительным воздушным охлаждением вентилятором. Привод на задние колёса через промежуточный редуктор, но двумя цепями. Грузовая платформа предназначена для транспортировки 200-250 кг. Есть блокировка редуктора.

«Восход» с прицепом

Ковровские мотоциклы относятся к малокубатурному классу. Да, их двигатели в СССР имели объём побольше, чем у «Минсков» – 175 против 125 см3, но это уже заслуга конструкторов ЗиД. Тем более, что оба предприятия изначально выпускали копии одного немецкого мотоцикла, привезённого в счёт репараций.

Классической боковой коляски у «Восхода» не было. Зато на предприятии выпускали прицеп, больше похожий на автомобильный. Назывался он «Зубрёнок», а предназначался в первую очередь для эксплуатации с «Восходом». В сцепке с ковровским мотоциклом туда можно было грузить до 50 кг.

voshod_s_telejkoi.jpg

Эксплуатировали «Енот» и с другими байками СССР. Такими, как Иж, «Урал» и «Днепр». Тогда вес перевозимого груза мог достигать отметки в 80 кг. Также прицеп можно использовать в связке с любым современным мотоциклом. Конечно, для этого придётся немного переделать прицепное устройство под конкретную модель, но факт остаётся фактом.

Интересно реализована у «Енота» сцепка. Она с пружинным амортизатором, что позволяет выровнять прицеп в движении. Конечно, для этого придётся отрегулировать прицепное, ведь оно адаптировано под советские мотоциклы. Для зарубежных байков – это переварка узла однозначно.

Иж с коляской

Мотоциклы марки Иж относятся к среднекубатурному классу. У них всегда были двухтактные двигатели воздушного охлаждения с объёмом 350 см3. Мощность – от 11,5 до 28 л. с. в зависимости от модели и года выпуска.

Первый крупносерийный Иж 350 – это копия DKW NZ 350. Советская модель выпускалась только в виде «одиночки», хотя немецкий аналог имел версию с боковым прицепом. Последний появился на Иж-49, серийный выпуск которого стартовал в 1951 году.

ij_s_kolyaskoy.jpg

С тех пор все мотоциклы предприятия предлагались в версиях с коляской. Последних выпускалось меньше, так как спрос у населения имел явный перевес в сторону «одиночек».

Когда появились первые модели с двухцилиндровыми моторами, они тоже получили версию с боковым прицепом. «Колясочники» выпускались до конца производства, которое закрылось в 2008 году, то есть, уже далеко после развала Советского Союза.

Были в гамме Ижевского мотозавода и грузовые тележки. Их тоже можно причислить к моделям с колясками. Выпускались небольшими партиями, чаще всего использовались для внутризаводских перевозок. После развала СССР эту модель пытались активно предлагать дачникам и сельским жителям, но спрос был небольшим.

Сколько именно можно перевозить грузов в коляске мотоцикла Иж – историю умалчивает. Как правило, они рассчитаны на транспортировку одного пассажира и багажа. Соответственно, сравнивая вес с «одиночкой», можно сделать вывод, что официально коляска способна увезти от 80 до 100 кг.

Как правило, среднекубатурные мотоциклы не перегружали. Не то, чтобы их жалели, просто поршневая этого издевательства не выдерживала.

«Урал» всего СССР

Тяжёлые мотоциклы с оппозитными двигателями появились в СССР ещё в конце 1930-х годов. Скопировали их с BMW, причём есть легенда, что немцы не желали делиться чертежами, да и продавать свои байки Советскому Союзу не стремились. Поэтому несколько мотоциклов купили в Швейцарии через подставных лиц, а потом тайно вывезли уже оттуда в СССР.

Так это или нет, но копия BMW R71 в Советском Союзе появилась. Мотоциклы выпускались только для военных и поставлялись исключительно с колясками. Производство наладить было тяжело, поэтому мотоциклов М-72 до начала Великой Отечественной войны собрали немного.

В 1941 году Московский мотозавод, где выпускались первые советские оппозиты, отправили в эвакуацию. Новое производство развернули в Ирбите. Там тоже собирали только мотоциклы с колясками.

ural_s_kolyaskoy.jpg

Примерно в конце 1950-х оппозиты ИМЗ начали продавать гражданским. Они сразу же прославили модель как альтернативу автомобилю, причём грузовому. Тяжёлый мотоцикл позволял перевозить даже булыжники с полей и тягать брёвна.

Конечно, коляски при такой эксплуатации долго не жили. Рамы разваливались, спицы лопались, да и «кузов» расходился по «швам». Владельцы не отчаивались, ремонтируя свои транспортные средства. В самых запущенных случаях они вообще устанавливали на раму самодельное «корыто» или грузовую платформу.

Что примечательно, так это то, что коляска «Урала» и более ранних моделей рассчитана на те же 80-100 килограммов. Но там, бывало, возили по 300, а то и больше.

«Днепр» – только для гражданского рынка

В 1949 году Киевский мотозавод получает оборудование для производства тяжёлых оппозитов из города Горький. Что примечательно – новые «колясычи» изначально предназначались для гражданского рынка.

dnepr_kolyaska.jpg

Хотя, в случае нужды, их бы отправили в армию. Не зря же всех владельцев тяжёлых оппозитов ставили на специальный учёт в военкоматах. Всё вышесказанное про «Уралы» можно отнести и к «Днепру». Эти мотоциклы эксплуатировались в качестве «рабочих лошадок» как правило в сельской местности.

Выпускались ближе к началу 90-х и мототележки КМЗ. Такие же модели были примерно в то же время и в Ирбите. Все они собирались небольшими партиями.

Сейчас советские модели с колясками начинают пользоваться спросом. Они позволяют неторопливо путешествовать с массой багажа. Правда, запчасти и инструменты с собой прихватить тоже желательно, иначе можно не доехать.

Ранее мы писали про мототележку Минск С-3.901 – внедорожная альтернатива грузовому «Муравью».

Также рассказывали про грузовой российский мотоцикл Урал Геркулес.

Источник. Фото: YouTube.com, auto.ru
Почитать еще