Мотоцикл Иж Юнкер – много хрома, стильный дизайн и «пропуск» в силовые ведомства
Ежегодно на б/у рынке они продаются и покупаются. Уже это одно говорит об их высоком ресурсе и ремонтопригодности. Хотя, надёжность у этих байков условная. Она актуальна только если владелец перебрал весь мотоцикл и каждый раз его проверяет перед длительной поездкой.
Самые популярные модели Иж в России – это Планеты/Юпитеры пятой серии. Их выпускали дольше всех – с 1985 по 2008 годы. Впрочем, последние два десятка лет скорее из-за отсутствия финансирования для модернизации.
Мало кто сейчас помнит, что Ижевский мотоциклетный завод выпускал не только стандартные дорожные, но и оригинальные модели. О самом, пожалуй, красивом и современном серийном байке Иж редакция carsweek.ru сегодня и расскажет. Встречайте – стильный российский чоппер «Юнкер»!
История появления
Ижевский мотозавод всегда выпускал среднекубатурную технику в классе 350 «кубиков». В Советском Союзе предприятие постоянно увеличивало объёмы производства дорожных моделей. Мотоциклы Иж выпускались в основном «одиночками», но почти всегда в линейке имелись и версии с колясками.
Имея собственное конструкторское бюро, ижевские инженеры периодически удивляли поклонников интересными спортивными и опытными моделями. Некоторые даже шли в серию – например, Иж Планета Спорт.
Особой нужды в резкой модернизации производственной линейки при СССР не было. Мотоциклы и так прекрасно покупали. А история с Иж Планета Спорт, который так и не стал коммерчески выгодным за все 11 лет производства, намекала, что менять ничего не стоит.
Всё резко изменилось после развала Советского Союза. Ижевский мотозавод, имеющий многочисленные контракты на поставку своей техники, вдруг оказался не у дел. Впрочем, примерно такая же ситуация была у всех производителей на постсоветском пространстве в те годы, включая Jawa.
Если в начале 1992 г. мотоциклы ринулись активно скупать, стремясь потратить обесценивающиеся деньги, то к концу года было ясно – смысла в этом мало. Соответственно, ижевские байки стали никому не нужны.
Пришлось срочно что-то придумывать. Решили наладить выпуск мотоциклов в стиле американских чопперов. Да вот незадача – двигателя подходящего не было, как и средств на его разработку. Более того, не имелось даже денег на закупку моторов у Ирбитского завода.
Пришлось довольствоваться тем, что было – силовым агрегатом от Иж Юпитер-5. Так в 1997 году ижевские конструкторы приступили к разработке своего «Юнкера».
Прототип и предсерийная модель
Время поджимало – денег у предприятия не было как на оплату счетов, так и на зарплаты работникам. Так что прототип был готов в том же 1997 году. Благодаря слаженной работе конструкторов и дизайнеров, новый мотоцикл получился гармоничным.

Правда, в нём нет массивности и брутальности американских чопперов. Но зато Иж Юнкер получился каким-то аристократичным и изысканным, на что его название и намекало.
Кроме изменения внешности, мотоцикл получил ряд технических нововведений. Например, уникальную модульную раму, усовершенствованные двигатель, подвески, тормоза. Изменили даже систему охлаждения.
Сделав несколько опытных образцов, мотоциклы начали показывать на выставках. И везде они собирали толпы зрителей. Сразу никто не верил, что это отечественные байки. А потом, когда узнавали, что это Иж, просили максимально быстро запустить модель в серийное производство.
Сейчас мы его на конвейер…
Предсерийные образцы были готовы в 1999 году. Мотор взяли от Иж Юпитер-5 не просто так. Ведь ижевский чоппер и так получился своеобразным и малокубатурным для своего класса. Поэтому решили взять хотя бы двухцилиндровый мотор – для солидности. Тем более, что японцы давно похожие выпускали.
Силовой агрегат от Иж Юпитер-5 немного форсировали – с 24 до 25 л. с. Можно было, по идее, «выжать» с этого двигателя как минимум 28 «лошадок», тем более, что такое практиковалось на модели четвёртого поколения.

Но дело в том, что денег на такую доработку уже не было. Как и на пятиступенчатую коробку передач, которую разработали ещё до появления «Юнкера». Решили обойтись четырёхступкой. Зато окрашивали все мотоциклы новой модели красками типа металлик – впервые в истории завода.
А ещё байк получился полностью стальным – пластиковых щитков и элементов у него вообще не было. Хрома тоже не пожалели, причём покрытие высококачественное – даже сейчас оно нередко в отличном состоянии.
Дело пойдёт!
В 2000 году Иж Юнкер наконец пошёл в серию. О крупносерийном производстве разговора не шло – не было финансовых возможностей. Новые мотоциклы собирали поштучно вручную по одному в день.

Наконец потенциальные покупатели дождались ижевский чоппер! Вот только стоимость его совсем не радовала – просили за него в 2,5 раза больше, чем за Иж Юпитер-5. И вовсе не из-за жадности руководства завода. Просто ручная сборка дешёвой никак быть не может. Особенно в условиях инфляции. Цена покрывала себестоимость и позволяла немного заработать.
Увы – продажи хоть и были, но в разы меньше, чем планировалось. Поэтому идею поставить модель на конвейер отложили до лучших времён. Пришлось думать, как снизить цену.
Удивительно, но в 2001 году стоимость получилось уменьшить на 25 %. Продажи чуть увеличились. Руководству завода удалось заключить контракт с ГАИ на поставку патрульных мотоциклов – естественно, по протекции российского правительства.

Не успели
Вполне возможно, что Иж Юнкер стал бы крупносерийным. Для этого производителю нужно было постепенно наращивать объёмы выпуска, тем самым снижая себестоимость из-за массовости. В будущем мотоцикл мог бы получить четырёхтактный двигатель – сначала китайский, а потом и отечественную его копию.
Но основные деньги приносили массовые и давно устаревшие Планеты/Юпитеры пятой серии. Точнее, на них всё держалось. Ижевский мотозавод накапливал долги за электричество и материалы. Работники увольнялись, не получая достойную оплату за свой нелёгкий труд.
В итоге предприятие обанкротилось. Иж Юнкер некому было выпускать и делать крупносерийным. Не имелось и запчастей для мотоциклов, поэтому в ГАИ скоро от них тоже отказались, тем более, что для патрульных моделей «Юнкер» был слишком маломощным и лёгким.
Так и закончилась история ижевского чоппера. Хотя, пока эти мотоциклы встречаются в продаже, они живы…Справка
Иж — советская и российская марка мотоциклов, разработанных и выпускавшихся в Ижевске.
Ранее мы писали про советский двухцилиндровый мотоцикл Иж Юпитер-500.
Также рассказывали про уникальный российский дизельный мотоцикл ИЖ Планета-5.
Фото: Youtube.com, zr.ru
