Как собирают легенду – что скрывает российский завод, где производят мотоциклы «Урал»
Новые модели Gear-UP, например, до сих пор можно приобрести в России и за рубежом. В нашей стране в продаже встречаются байки, выпущенные в 2023-2025 годах без пробега.
Цены на новые «Уралы», конечно, не радуют – от 2 млн рублей. Но скоро и этого не будет – 20 ноября 2025 года стало известно, что Ирбитский мотозавод останавливает производство легендарных оппозитов.
Выпуск байков сохранят, но это будет сборка китайских моделей. Руководство компании обещает, что возобновление производства оппозитов возможно. По крайней мере, детали для них будут делать. Редакция carsweek.ru расскажет, как производили легендарные оппозиты ещё в текущем, 2025 году. Читатели узнают, что случилось с ИМЗ и какие мотоциклы будут собирать теперь.
Легендарный завод
История Ирбитского мотозавода началась ещё в 1941 году. Тогда было принято решение эвакуировать производство тяжёлых оппозитных мотоциклов М-72 из Москвы. Так появилось предприятие в Ирбите, которое там решили и оставить в 1942 году.
Почти весь советский период на заводе выпускали только мотоциклы с колясками. «Одиночки» появлялись эпизодически и малыми партиями – в качестве спортивных и опытных моделей, иногда эскортных и патрульных.
Версии без боковых прицепов появились уже после развала Советского Союза. Сначала это были простые «одиночки», вроде Соло. Потом постепенно появляются дисковые тормоза, электростартер и дизайнерские элементы. Урал-Соло классик, например, образца 1999 года, получился даже красивым.
Потом начали выпускать несколько моделей в классе чоппер, но, из-за низкого спроса и высокой цены для российских покупателей, от них постепенно отказались.
А что в последние годы?
В итоге в модельной гамме остались только «колясычи». Их покупали в основном за границей – мотоциклы то уникальные! Во-первых, это была единственная серийная модель с коляской, представленная на рынках ЕС и США.
Разумеется, у китайцев были и есть свои варианты, но они только несколько лет назад вышли на мировую арену. Да и нет в Поднебесной мотоциклов с приводом на коляску, так что ирбитские модели всё равно единственные в мире.
Во-вторых, выглядят актуальные сейчас Уралы Gear-UP и СиТи так, что можно сразу с ними старые фильмы снимать про войну, замаскировав разве что дисковые тормоза.

В-третьих, новые мотоциклы выпускались с массовым применением зарубежных узлов и комплектующих. Условно говоря, это совершенно другие модели по качеству изготовления. Хотя, российские владельцы всё равно жалуются, что после «японцев» проблем с «Уралом» хватает, даже в первый год эксплуатации нового мотоцикла.
Современный ирбитский байк оснащается оппозитным двигателем с объёмом 750 см3 и мощностью 40 л. с. Четырёхступенчатая коробка передач, есть задний ход. В планах было внедрить в производство литровый оппозитный двигатель и 5-МКПП.

Как его делали в последние годы?
До 2022 года «Уралы» производили и собирали в России. Потом готовые мотокомплекты начали вывозить на сборочную площадку в Казахстане. Причина – антироссийские санкции.
По факту, до 20 ноября 2025 года ничего для ИМЗ не изменилось. Да, большую часть мотоциклов, предназначенных на экспорт, собирали в Казахстане. Но для внутреннего рынка «Уралы» делались в России.
Отечественного осталось немного – в основном металл. Рамы делают из российской стали, «кузовные панели» коляски тоже. Льют на заводе корпуса для двигателей. Некоторые детали российского и даже собственного производства.

Но основная «начинка» зарубежная, проверенная. Поэтому современные «Уралы» позиционируются как всесезонные, не боящиеся морозов, способные отправиться в кругосветное путешествие без предварительной подготовки.
На Ирбитском мотоциклетном заводе есть ощущение, что это советское предприятие, особенно в некоторых цехах. Большинство станков сделаны в СССР, но есть и современное оборудование.
При существовании Советского Союза на ИМЗ трудилось около 10 тысяч человек. Сейчас там и сотни не наберётся, причём в последние годы это число сокращается. На склад не работают – только по предварительным заказам. Последние собирают дилеры, которые потом присылают списки.

Мотоциклы за рубежом позиционируются как русские. Благодаря приводу на коляску, «Урал» – это полноценный экспедиционник, обладающий высокой проходимостью. А ещё это транспорт для приключений – водитель и пассажир могут загрузить коляску 150 килограммами амуниции и отправиться хоть куда, вне зависимости от наличия или отсутствия там дорог.
Санкции 2022 года
99 % мотоциклов «Урал» продаётся на экспорт. Поэтому антироссийские санкции стали для ИМЗ катастрофой. Мало того, что прекратились поставки ряда комплектующий, так ещё и появился запрет на ввоз мотоциклов из России.

Пришлось переносить финишную сборку в Казахстан. Это серьёзно удорожало логистику. Да и основные клиенты из США и ЕС начали отказываться от российских мотоциклов – политика, ничего не поделаешь.
В итоге «Уралы» сильно подорожали. Причём даже в России, ведь они на 70 % состоят из зарубежных комплектующих. А последние пришлось везти обходными путями, через посредников. Да и некоторые партнёры расторгли прямые договора в одностороннем порядке.
Новые модели
20 ноября 2025 года владелец ИМЗ, Илья Хайт, объявил, что выпуск оппозитных мотоциклов марки «Урал» официально завершён. Основная причина экономическая – каждый байк приносит заводу убытки.
Производство не закроется, но станет на новый путь – начнут собирать китайские байки с колясками. Да, они окажутся более современными, пусть и не такими мощными. Отремонтировать их сложнее, так как запчасти придётся заказывать в Поднебесной. И привода на коляску тоже нет.
Возможно, что выпуск легендарных оппозитов когда-нибудь возобновиться, если будет спрос и много заявок. Новые же мотоциклы назовут Ural Neo 500, а выпускать их в Китае и отправлять в Россию на сборку станет компания Yingang.

Справка
ИМЗ — российский завод по производству мотоциклов тяжёлого класса.
Ранее мы писали про российский мотоцикл Ural Gear Up – сохранённое советское наследие по цене отечественного автомобиля.
Также вспоминали про ирбитский мотоцикл Урал Вояж – дерзкий вызов Harley-Davidson.
Фото: YouTube.com, РБК
