Мото / 22 Декабря, 2025 г. Автор: Ксения Казеева

Советский оппозитный мотоцикл Иж 500 – конкурент «Урала», попавший в опалу


Не стоит думать, что в Советском Союзе не разрабатывали современные и необычные мотоциклы.

Их делали периодически, но до конвейерного производства они, как правило, не доходили. Всё дело в плановой экономике и дефиците. И вообще, зачем придумывать что-то новое, вкладывать в это астрономические суммы, если и так всё раскупают?

Конструкторы же стремились увековечить себя. Имея доступ к самым популярным мотожурналам в мире, они прекрасно понимали уже в 1970-х годах – нужно срочно что-то делать, внедрять новые модели. Иначе ситуацию будет не спасти.

Всё это привело к созданию ряда прототипов и даже целых опытных серий. Сегодня редакция carsweek.ru расскажет про уникальный оппозитный Иж 500.

Нужен новый дорожный мотоцикл!

В конце 1970-х конструкторы ИЖМАШ решили наконец выпустить новые двигатели для своей двухколёсной техники. Или хотя бы доработать то, что есть, но глобально, с увеличением кубатуры.

Так появились новые мотоциклы Иж – опытные. Сначала производитель осваивал двухтактную 500-кубовую модель. «Сверху» её одобрили, но потом объявили бесперспективной. Это было правильно – стране требовались четырёхтактные двигатели.

К сожалению, подобных мотоциклетных моторов в малой и средней кубатуре не существовало. Покупать лицензию у японцев не хотели – это было слишком дорого. Поэтому обратили внимание на отечественные тяжёлые мотоциклы – «Уралы» и «Днепры».

Так в 1979 году родился новый проект. В его рамках конструкторам ИЖМАШ поручили разработать два среднекубатурных оппозитных мотоцикла 7.105 и 7.106. Первый без коляски, второй, соответственно, с боковым прицепом.


ИЖМАШ должен был освоить новую кубатуру – 500 см3. Использовать моторы от «Уралов» и «Днепров» не стали. Во-первых, они конструктивно родом из 1930-х, во-вторых, кубатура не подходила.

Новый оппозитный двигатель должен был работать с более современной коробкой передач – пятиступенчатой. Такую КПП тоже решили сделать с нуля. Новый мотоцикл Иж 500 должен был развивать мощность 35-40 л. с., быть экономичным, экологичным, а главное, самым быстрым в СССР.

Чехословакия нам поможет!

Логичным, на первый взгляд, было решение о сотрудничестве с заводами КМЗ и ИМЗ, выпускавшими «Днепры» и «Уралы» соответственно. Но оказалось, что те помочь ничем не могут, да и их двигатели были рассчитаны на тяжёлые оппозиты с колясками. Скопировав некогда моторы с немецких BMW, никто их так глобально и не модернизировал.

Пришлось обращаться в серпуховское ВНИИМотопром. Уж там знали, как разрабатывать новые мотоциклы и разбирались в мировых новинках. И именно местные специалисты подсказали, кто ещё может помочь.

Как оказалось, двухцилиндровые оппозиты разрабатывали в Чехословакии. Да, бренд Jawa ещё за несколько лет до этого озадачились данным вопросом. Только они планировали развиваться в своей кубатуре – 350 см3.

Работа закипела. Пользуясь чертежами чехов и подсказками специалистов ВНИИМотопрома, ижевские конструкторы приступили к разработке собственного 500-кубового двигателя.


Что касается бренда Jawa, то они подготовили опытную партию оппозитов уже в 1984 году. Так как проще было тесно сотрудничать с советскими коллегами, мотоциклы всё же решили сделать 500-кубовыми. Новая модель получила индекс 500 typ 824.

Всего изготовили 10 опытных экземпляров, но в серию они так и не пошли. Не было смысла ставить их на конвейер. И так все выпускаемые Jawa готов был забрать Советский Союз. Зачем вкладывать деньги в новое производство при таких условиях?

Советский оппозит Иж 500 готов

В 1985 году ИЖМАШ представил свой опытный мотоцикл. Через некоторое время их было уже несколько – каждый оппозитный Иж имел особенности. Например, были экземпляры с дисковым передним тормозом, задранным крылом, литыми колёсами


Специально для Иж 500 разработали усиленную двойную трубчатую раму. Брать стандартную от «Планеты» и «Юпитера» побоялись – всё же новый мотоцикл был тяжелей. Да и жёсткости стандартной раме не хватало на высоких скоростях.

Новый двигатель разработали в едином корпусе с пятиступенчатой коробкой передач. Это позволило добиться компактности и снизить вес. При объёме в 496 см3, оппозитный двухцилиндровый четырёхтактный мотор развивал 36 л. с.


Особенности

Иж 500 в техническом плане отвечал всем нормам современности относительно 1985 года. Мотоцикл получил новую вилку, способную более эффективно сглаживать дорожные неровности и рулевой демпфер.

Двигатель был с комбинированной системой смазки под давлением от масляного насоса. С так называемым «мокрым картером».

Чтобы сделать мотоцикл максимально надёжным и неприхотливым, было решено отказаться от цепной передачи в пользу кардана. Похоже, без ИМЗ и КМЗ и «родословной» BMW не обошлось. Кардан спрятали в трубу, защитив его от ударов.

Запускать Иж 500 можно было не только традиционным кикстартером, но и с кнопки. Для советских мотоциклов это как минимум необычно.

Готов к запуску в серию!

Все опытные Иж 500 прошли сначала заводские, а потом и государственные испытания. Мотоциклы показали себя надёжными, быстрыми и ремонтопригодными в различных условиях и климатических зонах. Приёмная комиссия дала добро на запуск модели в серийное производство.


Но ничего с этим не получилось. Оказалось, что новые оппозитные двигатели невозможно выпускать на ИЖМАШе без глобальной модернизации производства. Денег на это государство выделить отказалось. А потом началась «перестройка», когда заводы перевели на самообеспечение.

С 1985 по 1988 годы конструкторы ИЖМАШ и руководство предприятия не теряли надежды запустить Иж 500 в серию. Но увы – не получилось. Так этот интересный и современный мотоцикл остался на стадии опытной модели.

А ведь могли выпускать до сих пор. Перспективный четырёхтактник мог стать полноценной платформой для мотоциклов различных классов, начиная от чопперов, заканчивая тур-эндуро.

Сейчас как минимум один Иж 500 в России остался. И он на ходу благодаря энтузиастам, сумевшим сохранить эту уникальную технику.

Справка

Иж — советская и российская марка мотоциклов, выпускавшихся в городе Ижевске на заводе «ИЖМАШ».

Ранее наша редакция писала про уникальную разработку ИЖМАШ - дизельный мотоцикл ИЖ-Планета-5.

Также рассказывали про советский мотоцикл Иж Юпитер-500 – максимальная мощность и рёв двух тактов.

Фото: YouTube.com, zr.ru