Российский мотоцикл Урал Вояж – дерзкий вызов Harley-Davidson, поступивший из Ирбита
Тогда стало ясно, что двухколёсная техника – это не только средства передвижения, но и стиль жизни. Вкупе с доступностью зарубежных журналов, это породило «рокеров». Мощных иностранных мотоциклов ещё не было – приходилось дорабатывать советские.
В 1990-х всё изменилось. Те, кто имел деньги, начали покупать зарубежные модели. Но большинству мотоциклистов они были недоступны. Поэтому приходилось только вздыхать, осматривая очередной спортбайк или чоппер.
Особенно привлекали так называемые «байкерские» модели, которые называли «Харлеями». Хотя, большинство мотоциклов этого класса, попавших в Россию, были японскими. Многие переделывали тяжёлые советские модели, стараясь превратить их в чопперы. Иногда получалось, причём не хуже, чем у американских самодельщиков.
Ближе к середине 1990-х «проснулся» и Ирбитский мотозавод. Их Урал Вояж стал мечтой для многих российских байкеров, тем более, что стоил он даже в конце 1990-х недорого – примерно 2 тысячи долларов. И это за новый мотоцикл! Вот про эту модель и расскажет сегодня редакция carsweek.ru.
Как он появился
Началось всё с бедственного финансового положения Ирбитского мотоциклетного завода. Оппозиты с колясками, пользовавшиеся спросом в СССР, ближе к 1993 году брать почти перестали.
Во-первых, денег у людей не было. Во-вторых, на рынке б/у появилось много зарубежных автомобилей, зачастую дешевле новых «колясычей». В-третьих, брали мотоциклы в те годы люди богатые, а им важнее всего имидж. А какой стиль может быть, если передвигаться на «колхозной» модели с коляской?
Соответственно, производителю приходилось приспосабливаться к новым реалиям. Первой моделью, рассчитанной на любителей оппозитов, стал Урал Соло – без бокового прицепа. Покупателям он не сильно приглянулся, хотя брали «одиночки» получше, чем «колясычи».
Учитывая спрос на круизеры, было принято решение выпускать свои модели данного класса. Так в 1996 году неожиданно для многих появляется Урал Вояж – русский чоппер, как его тогда называли.

Стоит отметить, что руководство ИМЗ старалось популяризировать новинку. Её возили на разные выставки и мероприятия, снимали в кино и сериалах. Но модель так и осталась мелкосерийной. Байкеры ругали её за то, что это скорее дорожник, чем чоппер. Простые мотоциклисты, хоть некоторые из них и мечтали о «Вояже», чаще всего не имели средств на его покупку, или выбирали «японцев» б/у.
Урал Вояж достаточно спорный мотоцикл. Он красив, хотя имеет недостатки классических моделей ИМЗ. Но у него уже усовершенствованные двигатели в нескольких вариантах, дисковые тормоза и даже запуск мотора с кнопки есть.
Внешность привлекает
Несмотря на то, что Урал Вояж – это первый серийный чоппер от ИМЗ, если не считать скорее опытную партию «Кобр», мотоцикл получился неплохим. Внешне он даже сейчас привлекает внимание, а в 1996 году мало кто верил, что это отечественный байк.
Несмотря на то, что производитель позиционировал Урал Вояж как чоппер, это даже не полноценный круизер. Скорее, переходная модель с «дорожника». Имея много хрома и типичный топливный бак в виде капли, мотоциклу явно не хватает вылета вилки и низкого растянутого силуэта.
Особенности внешности можно объяснить. Ведь байк приходилось разрабатывать в условиях финансового дефицита. Соответственно, старались брать по максимуму деталей от выпускавшихся серийно мотоциклов с колясками.

Зато получилась не просто двухместная модель, а ещё и с сиденьем типа ступенька, пуская и с не очень ярко выраженным разделением. И да – это был русский чоппер, ведь подобных оппозитных моделей больше никто не выпускал. Кроме BMW, но и у них свой круизер появился только через год после модели от ИМЗ.
За счёт внешности Урал Вояж до сих пор котируется на вторичном рынке. Когда-то его можно было купить недорого, сейчас же стоимость стартует от 250 тысяч рублей. А как же, эксклюзив. За эту сумму уже что-то японское получится найти тех же годов выпуска.
Разнообразие двигателей
На момент выхода Урала Вояжа у Ирбитского мотозавода был только один серийный мотор – с объёмом 650 см3 на 40 л. с. Его можно было сразу взять и поставить на новую модель с минимальными доработками.
Но старый силовой агрегат посчитали слишком примитивным. Тем более, что потенциальному клиенту нужно было дать полноценную новинку. Поэтому только первые партии мотоциклов получили моторы с объёмом 650 см3.
Сейчас в продаже такие встречаются редко. И это плохо, ведь к ним подходят старые советские запчасти – значит с ремонтом проблем не будет.
Самые популярные моторы для Урала Вояжа – это силовые агрегаты с объёмом 720 и 750 см3. Мощность 40-45 л. с., часто это не зависит от кубатуры – больше от настроек.

Ведь двигатели скорее опытные, тогда завод только планировал переход на новые силовые агрегаты.
Самый экзотический мотор для Урала Вояжа с объёмом 825 см3. Мало того – у него ещё жидкостное охлаждение и мощность под 50 л. с. Это самая перспективная разработка ИМЗ из 90-х, которая, к сожалению, осталась на уровне опытной.
Но несколько партий таких мотоциклов в продажу поступили. Брать их, если сейчас попадутся, рекомендуется только коллекционерам. Ездить на таком байке не стоит. Ведь детали для эксклюзивного двигателя придётся вытачивать под заказ.
Другие технические особенности
Коробки передач у Урала Вояжа в основном штатные, четырёхступенчатые. Но завод в те годы постоянно экспериментировал с агрегатами. Поэтому иногда встречаются 5-КПП и даже версии с задней передачей.
Коробки надёжные, разве что лязгают специфически, требуют приложения силы и ход рычага большой. Периодически «истекают» маслом, так что сальники приходится менять часто.

Тормоза у мотоцикла, как правило, дисковые. Первые «Вояжи» были с барабанами спереди и сзади. Встречаются и комбинированные варианты в продаже. Иногда можно увидеть один диск на переднем колесе, а не пару.

Справка
«Ура́л» — советский и российский тяжёлый мотоцикл, выпускаемый на ИМЗ (г. Ирбит).
Ранее мы писали про российские мотоциклы класса чоппер.
Также рассказывали про секретный и самый быстрый в истории СССР Урал М-100.
Фото: Youtube.com, zr.ru
