Главная / Автоновости / Мото новости

Охота на «стального коня» – за этими мотоциклами в СССР стояли в очередях сутками

CarsWeek рассказал, за какими мотоциклами в СССР стояли в очередях сутками
Начиная со второй половины 1940-х годов, советские граждане стали постепенно обзаводиться личными транспортными средствами.
Поделиться:
Охота на «стального коня» – за этими мотоциклами в СССР стояли в очередях сутками

Простые люди всех возрастов освоили велосипеды, а потом плавно перешли к мотоциклам.

Понятное дело, что большинство предпочло бы автомобили. Но увы – сначала денег на них не было, потом производство катастрофически не успевало за спросом. А вот мотоциклов хватало на всех. Правда, часто приходилось покупать не то, что хотелось. Тот же «Восход» вместо «Минска», или Иж, а не Jawa.

За некоторыми моделями мотоциклов в СССР нужно было побегать. Причём спрос менялся со временем, иногда популярный байк становился полным неликвидом. А задача редакции carsweek.ru сегодня – рассказать про самые ценные мотоциклы, которые продавались в Советском Союзе.

За ними устраивали настоящую охоту, привлекая всевозможные связи и знакомства. А тем, кто не имел оных, приходилось выстаивать сутками в очередях под магазинами или дежурить в надежде, что туда подвезут нужную модель.

Иж-49

Судя по названию, запуск данного мотоцикла в серию должен был начаться в 1949 году. Но не успели – конвейерное производство стартовало только в 1951 г. Иж-49 – это воплощение качественного советского мотоцикла. А ещё он красив, прост конструктивно и надёжен до безобразия.

moto_ij_49.jpg

Секрет Иж-49 раскрыть легко. Во-первых, это вторая крупносерийная модель производителя. Она выпускалась ещё на немецком оборудовании, как и первый послевоенный Иж-350. Но новый мотоцикл доработали, учитывая особенности советской эксплуатации и в соответствии с отзывами владельцев предыдущей модели.

В это сложно поверить, но конструкторы глобально улучшили Иж-350, который, по сути, был почти полной копией немецкого DKW NZ 350. Сейчас бы «портить» не дали зарубежный байк, а тогда его оснастили телескопической вилкой и задней подвеской с гидроамортизаторами.

Стоил Иж-49 в СССР примерно 4 тысячи рублей. Кажется, что это очень дорого, не нет – речь про «старые» советские деньги, ещё до деноминации, когда от них отняли нолик. Получается, что на «новые» рубли мотоцикл стоил около 400. Для сравнения, легковой автомобиль марки ГАЗ Победа тогда предлагали за 16 тысяч «старыми».

Обычный рабочий в СССР в начале 1950-х получал порядка 600-900 рублей. Высококвалифицированный и «ударник» мог заработать в два раза больше. Соответственно, на мотоцикл в среднем можно было собрать за 6-12 месяцев.

Но просто так купить Иж-49 было сложно. Это был дефицитный мотоцикл, их часто распределяли между самыми полезными тружениками. Нередко просто дарили «ударникам» села. Поэтому за Иж-49 охотились, выстаивая под магазинами сутками.

Венгерская «Ворона»

Во второй половине 1950-х мотоциклов в СССР стало в разы больше. Появился Иж-56, не сумевший снискать славу предшественника. Его тоже брали, но лишь потому, что Иж-49 больше не выпускали.

Очень кстати в 1956 году на Венгерской промышленной выставке, проходившей в Москве, венгры продемонстрировали свои мотоциклы Pannonia TLT250. Модель была не просто красивой – она оказалась полноценной иномаркой. Потенциальные покупатели заинтересовались, поэтому с 1958 года ин начали массово завозить в СССР. Пару лет до этого экспортировали только небольшие партии.

panoniya_tl_250.jpg

Мотоциклы Pannonia были редкими. Несмотря на то, что с 1958 по 1975 годы в СССР поставляли несколько моделей – это TLT250, T2, T5 и P10, их общее количество не достигло и 300 тысяч штук. Для сравнения, только Иж-49 произведено более 500 000.

Стоили даже первые модели венгерских мотоциклов в СССР дороже, чем более кубатурные и тяжёлые Иж-56. Но за ними всё равно охотились – а как же, иномарки! Да и красивыми Pannonia всегда были, особенно ранние модели. А коляски у них вообще ракеты космические чем-то напоминали.

После 1975 года, когда Советский Союз отказался от Pannonia, венгерский завод прекратил выпуск мотоциклов. Соответственно, запчасти тоже быстро пропали из магазинов. Почти каждая поломка такого мотоцикла в СССР выводила технику из строя надолго.

Некогда популярный объект охоты за несколько лет превратился в неликвид. Впрочем, некоторые про это не знали, чем и пользовались продавцы на вторичном рынке.

Мотоциклы из Чехословакии

Настоящие легенды, царившие в СССР несколько десятков лет – это Jawa и Cezet. Вне зависимости от марки, мотоциклы из Чехословакии всегда считались дефицитом. Они выступали в одном классе с Иж, хотя, вначале у Jawa были и модели, конкурирующие с Pannonia – на 250 см3. Потом от них отказались.

jawa_350.jpg

Официальные поставки мотоциклов Jawa в СССР начались с 1962 года. Чуть раньше в страну стали завозить небольшие партии Cezet. Кстати, последние даже на фоне Jawa были дефицитом. Дело в том, что компания Cezet всегда славилась своими кроссовыми моделями, а дорожные мотоциклы у них никогда не оснащались колясками.

Байки из Чехословакии стали предметом спекуляций. Некоторые этим зарабатывали – стояли в крупных магазинах сутками, покупали Jawa или Cezet, а потом перепродавали дороже. Например, те, кто работал на Севере, предпочитали переплатить.

Стоили мотоциклы Jawa и Cezet в 1980-х годах примерно тысячу рублей. Их не хватало на всех желающих, хотя модели Иж того же класса в то время продавались в магазинах свободно.

Советско-японский Иж

Самый быстрый серийный мотоцикл в истории Советского Союза. Он легко обгонял Jawa и Cezet как с места, так и на трассе. Это Иж Планета Спорт, который выпускался с 1973 по 1984 годы.

moto_ij_planeta_sport.jpg

Максимальная скорость моделей первых лет достигала 140 км/ч. Никаких колясок, облегчённое шасси, мощность мотора на 10 л. с. выше – у Jawa 634, выпускавшейся в те же годы, не было никаких шансов.

Стоил «Пёс» столько же, сколько и мотоциклы из Чехословакии. Это его и погубило – не мог отечественный байк иметь подобную цену. Пришлось упрощать за счёт лишения ряда зарубежных деталей. Главная потеря – японский карбюратор.

Советские оппозиты

В 1980-х годах «Урал» или «Днепр» с коляской считался мотоциклом «колхозным» и «стариковским». Но были времена, когда о нём мечтали в сельской местности почти все. Ведь до 1955 года гражданским тяжёлые оппозиты не продавали. А то, что не разрешено, всегда хочется приобрести.

moto_dnepr_i_ural.jpg

Высокий спрос на «Уралы» и «Днепры» сохранялся лет 10. Потом охотиться на них перестали – мотоциклы начали появляться в свободной продаже. А ближе к развалу СССР от этих моделей избавлялись за копейки – уж очень большой у них расход бензина.

Сейчас вышеперечисленные модели ещё можно купить на вторичном рынке, но за некоторыми опять приходиться охотиться. Похоже, история повторяется.

Справка
Pannonia — марка мотоциклов, выпускавшихся венгерским комбинатом Чепель с 1956 по 1975 год.

Ранее мы писали, как советские инженеры улучшили немецкую модель мотоцикла Иж-49.

Также рассказывали про «Советские» мотоциклы Jawa – вспоминая безудержную юность.

Фото: YouTube.com, zr.ru

Почитать еще