Советский мотоцикл Иж Юпитер-500 – рёв двух тактов и максимальная мощность
На ней не стыдно было ездить молодым людям, в отличие от «Минсков» и «Восходов». Конечно, не Jawa, но за неимением мотоциклов из Чехословакии годились и Ижи.
Тем более, что ИЖМАШ старался разнообразить свой модельный ряд. Помимо «Планет» и «Юпитеров» с колясками и без, в 1973 году свет увидел Иж Планета Спорт. Отличный мотоцикл, скопированный с японской техники. В нём использовались зарубежные узлы и агрегаты.
Жаль только, что Иж Планета Спорт изначально планировался на экспорт, а в СССР его продавали в убыток для производителя. Да и собирали байк не на конвейере, а вручную, что серьёзно увеличивало конечную стоимость.
Поэтому в 1976 году ИЖМАШ представил новую опытную модель – Иж Юпитер-500. Её готовили в серию, но увы – ничего не получилось. Сегодня редакция carsweek.ru расскажет про эту модель.
История
Появление Иж Планеты Спорт доказало ижевским конструкторам, что они могут делать мотоциклы быстрые и современные, не уступающие, а то и превосходящие Jawa. Вот только обходилось это слишком дорого, из-за чего новый байк постоянно модернизировали, меняя зарубежные узлы на отечественные.
В 1976 году решили действовать по другой схеме – используя всё только отечественное. Как самый перспективный мотоцикл, выбрали Иж Юпитер. Тогда как раз выпускалась модель третьей генерации.
Чтобы не переплачивать за зарубежные узлы и агрегаты, решили просто увеличить объём двигателя до 500 см3. Учитывая возросший вес, модель изначально оснастили передним дисковым тормозом.
Из-за увеличения мощности до 40 л. с., мотоцикл собирались выпускать в основном с коляской. Но «одиночки» в планах тоже были – только в меньших количествах.

Иж Юпитер-500 планировали запустить на конвейер в 1980 году. К тому времени мотоцикл уже прошёл заводские испытания, его доработали, немного упростили ради скорейшего серийного производства. Например, отказались от переднего дискового тормоза в пользу барабанного. У модификации с коляской появился ручник.
Технические особенности
Основная цель конструкторов ИЖМАШ при разработке Иж Юпитера-500 – быстрый запуск модели в серию. Поэтому новый двигатель оказался максимально простым, хоть и сложнее стандартного «юпитеровского» на 350 см3.

Мотор решили оставить двухтактным, обойдясь лишь увеличением объёма цилиндров. Но внедрили и новшество, уже опробованное на Иж Планете Спорт – раздельную систему смазки. Последняя позволила снизить расход масла в 2-3 раза по сравнению со стандартным «Юпитером».
Мощность опытных моделей составляла от 36 до 40 л. с. Все они получили электронное зажигание, чтобы избавить будущих владельцев от проблем с запуском. Система питания – два карбюратора.

Хватало и других технических нововведений, чтобы понять – ничего общего с Иж Юпитер-3 новый мотоцикл не имел. Например, раму для него создавали с нуля – дуплексного типа. Передняя вилка тоже не такая, как у серийного мотоцикла. Руль оснастили демпфером, а коробку передач поставили пятиступенчатую.
Смазка
Проанализировав снижение расхода масла на Иж Планета Спорт, ижевские инженеры решили внедрить такую же систему на Юпитер-500. Конструкция мотоцикла усложнилась – появился масляный насос. Последний регулировал количество смазки в зависимости от оборотов двигателя.
Масло поступало в карбюраторы из специального бачка с заливной горловиной. Благодаря подаче смазки в небольших количествах, удалось частично избавить новинку от типичной проблемы двухтактников – закоксовывания выхлопной системы.

В ближайшем будущем планировали доработать систему охлаждения. Пока она были стандартной для ижевских мотоциклов – воздушная. Но рёбра глушителей не такие, как на Иж Юпитер-3 – их больше, и они имеют иную форму. Производитель планировал установить на мотоцикл жидкостную систему охлаждения – минуя промежуточный этап с масляным радиатором.
Почти запустили…
В 1979 году Иж Юпитер-500 прошёл все заводские и государственные испытания. Приёмочная комиссия положительно оценила его, рекомендовав в серийное производство. Казалось, что у ижевских конструкторов всё получилось.
Но проблема появилась оттуда, откуда не ждали. Инновационный Иж Планета Спорт, выпускавшийся уже шесть лет, по-прежнему приносил одни убытки. А цену на него не могли поставить выше, чем у Jawa – такая уж в СССР была экономические политика.

Подсчитав предполагаемые затраты, Министерство автомобильной промышленности решает запретить запуск Иж Юпитер-500 в серию. Не полностью, а с учётом судьбы Планеты Спорт, которую не стали покупать за рубежом по причине установки устаревшего двухтактного мотора.
Поэтому ижевский производитель получил предписание отказаться от двигателя с увеличенным объёмом. Вместо него должны были разработать новый – четырёхтактный. Освоить последний, особенно в рядной компоновке, ИЖМАШ в то время был не в состоянии.
А был бы спрос?
Советским мотолюбителям новинка нравилась. Они с интересом читали о ней в специализированных изданиях, рассматривали на выставках, ждали, когда модель запустят в серию.
Новый мотоцикл, особенно без коляски, наконец поставил бы жирную точку в споре Jawa и Иж Юпитер. Против 500-кубовой модели у байка из Чехословакии просто не было шансов. Поэтому новинку явно бы покупали, особенно молодёжь.
Что касается предполагаемой стоимости, то она планировалась где-то посередине между стандартными «Юпитерами» третьей серии и «Уралами». Советские оппозиты вряд ли можно было рассматривать как конкурентов – по крайней мере, с устаревшим дизайном конца 1970-х.
Четырёхтактный двигатель для Иж Юпитер-500 так и не разработали. Конструкторы попытались сделать свой оппозит на основе моторов «Урал» и «Днепр», но это уже был не Юпитер-500.
Сколько именно было собрано мотоциклов с двухтактными двигателями на 500 см3 – точно неизвестно. Но пара-тройка экземпляров сохранилась до наших дней в современной России, причём они на ходу.
Справка
Иж — советская и российская марка мотоциклов, выпускавшихся в Ижевске на заводе «ИЖМАШ».
Ранее мы писали про уникальный дизельный мотоцикл Планета-5.Также рассказывали про роторные мотоциклы Иж – их готовили в серию и на экспорт.
Фото: YouTube.com, zr.ru
