Главная / Автоновости / Мото новости

Секретный Урал М-100 – самый быстрый мелкосерийный мотоцикл в истории СССР

Редакция CarsWeek рассказала про секретный и самый быстрый Урал М-100
Советский Союз за время своего существования создал множество специфических автомобилей.
Поделиться:
Секретный Урал М-100 – самый быстрый мелкосерийный мотоцикл в истории СССР

Каждый из них предназначался для решения конкретной задачи. А вот особые мотоциклы выпускались редко. Как правило, это спортивные модели и версии для спецподразделений.

Именно таким был Урал М-100, созданный в начале 1960-х годов. Это патрульная модель с коляской, отличающаяся мощным двигателем с впечатляющими динамикой и максимальной скоростью.

Мотоцикл для ГАИ был самым быстрым за всю историю Советского Союза. Вот про него редакция carsweek.ru сегодня и расскажет. Благо, патрульный байк считается серийным, хоть выпущено их было около двух десятков экземпляров.

Зачем и почему

В начале 1960-х годов основными мотоциклами на службе ГАИ были Уралы М-61/62 – тяжёлые ирбитские оппозиты с колясками. Техника неплохая, с высокой проходимостью, способная перевезти двух пассажиров помимо водителя и пару сотен килограммов спецоборудования заодно.

Но слишком уж «Урал» был медленным. Нарушители на автомобилях легко отрывались от преследования, если инспектора ГАИ не успевали вызвать подмогу. Поэтому стране срочно требовался новый мотоцикл.

Конечно, проще было пересадить большинство сотрудников ГАИ на автомобили, что позже и сделали. Но в начале 1960-х на такие меры пойти ещё не могли – слишком мало было машин. Лучше уж на мотоциклах с колясками, чем пешком.

В 1962 году появилось специальное Постановление «О мерах по улучшению деятельности советской милиции». Один из пунктов гласил о том, что нужно срочно разработать современный и скоростной байк для замены старых «Уралов».

Техническое задание

«Сверху» решили снять ограничения на использование тяжёлых мотоциклов без колясок. Новый «Урал» требовалось разработать в двух версиях – с боковым прицепом и без оного. В первом случае байк должен был разгоняться до 120 км/ч, во втором – до 150.

Техническое задание составляли, ориентируясь на лучшие зарубежные образцы. Соответственно, мотоцикл для патрульных «на бумаге» получился с развитой ветрозащитой, гидравлическими тормозами и даже ручником.

ural_m_100.jpg

Естественно, модель должна была иметь полный набор специального оборудования, включавшего сирены и громкоговорители. Это намекало, что электрику предстояло глобально доработать.

Но самое главное – скорость «одиночки» в 150 км/ч, причём при полной загрузке. В 1962 году ни один советский мотоцикл не был способен на подобное. Даже Jawa из Чехословакии к таким параметрам не приближалась.

Единственный завод, который мог сотворить нечто подобное, находился в Ирбите. Местное конструкторское бюро имело специальный отдел по разработке спортивных мотоциклов. Оно славилось применением нестандартных решений.

Прототипы

Специалисты Ирбитского мотозавода справились с поставленной перед ними задачей неожиданно быстро. Уже в 1963 году они представили два прототипа. Согласно техническому заданию, один с коляской, другой без. Мотоциклы прошли заводские испытания, потом их начали отправлять в длительные пробеги. К 1964 году обе новинки успели наездить по 10 тысяч километров каждая.

Внешне прототипы почти не отличались от серийных Уралов М-62. Разве что они получили новый обвес, состоящий из пары боковых «лопухов»-наколенников, ветрового стекла, увеличенного в размерах и развитого переднего обтекателя.

m-100-s-kolyaskoy.jpg

На стандартный топливный бак от Урал М-62 установили специальную площадку для милицейского планшета. Это для того, чтобы инспектору было удобней составлять протоколы.

Главная «изюминка»

Несмотря на внешнее сходство с Уралом М-63, прототипы можно назвать полностью новыми моделями. Самое главное их отличие – это двигатель. Он остался по-прежнему оппозитным, но объём заметно увеличился – до 1 040 см3. Повысили и мощность – с 28 у М-62 до 50 л. с. – как требовало техническое задание.

Первые моторы имели всего 40 «лошадок». Текущая конструкция, получившая анкерное крепление цилиндров, не могла обеспечить больше. Тем более, что силовой агрегат был рассчитан на бензин А-72.

Возможно, что хватило бы и 40 л. с., если бы мотоциклы смогли достичь требуемых по техзаданию скоростей. Увы, «одиночка» разгонялась до 132, а «колясыч» – до 108 км/ч. Этого оказалось мало. Решить ситуацию должны были доработки.

tormoza_m_100.jpg

Двигатель переделали, он получился более высокооборотистым – с 4,5 до 5,2 тысячи. Изменили форму камеры сгорания, а крепления цилиндров стало не анкерное, а фланцевое. В результате литровый мотор начал выдавать 50 л. с.

Доработки

Но для достижения необходимых по техническому заданию скоростей и 50 л. с. было мало. Требовался или очередной новый мотор, на 20-30 % мощнее, или работа над аэродинамическим обвесом.

Передний полуобтекатель, прежде связанный с рулём, переделали в более аэродинамичный. Убрали лишнее, улучшив коэффициент обтекаемости. В 1965 году собрали ещё три опытных мотоцикла Урал М-100 – доработанных. Они уже смогли достигнуть необходимых по техническому заданию скоростей – это 120 и 150 км/ч с коляской и без соответственно.

priborka_ural_m_100.jpg

Опытные модели прошли сначала все заводские, а потом и государственные испытания. По итогам их рекомендовали в серию, хотя, на несколько недоработок всё же указали.

Мелкосерийное производство

В 1967 году мотоциклы начали собирать вручную. Первая партия состояла из 12 байков с колясками. Все они были доработанными. Изначально предполагалось, что объёмы производства составят 1,5 тысячи мотоциклов в год.

К сожалению, ИМЗ оказался не готов к внедрению новой модели. Тем более той, которую в любом случае не планировали запускать на конвейер из-за мелкосерийности. Требовались люди, новое оборудование для выпуска литровых двигателей, финансы, свободные площади.

В итоге было собрано всего около двух с половиной десятков Уралов М-100. Все они отправились по подразделениям ГАИ. Хватило мотоциклов примерно на 10 лет службы – из-за отсутствия запчастей для литрового двигателя любая поломка силового агрегата была фатальной.

Считается, что до наших дней сохранилось около десятка самых мощных и скоростных «Уралов». Пару штук из них можно увидеть в частных коллекциях.

Справка

Урал М-63 — советский тяжёлый мотоцикл с коляской.

Ранее мы писалипро уникальный советский мотоцикл «Урал» ИМЗ М-73 – его уничтожили бюрократы.

Также ранее рассказывали, почему советский роторный мотоцикл «Урал» не пошел в производство.

Фото: Youtube.com, auto.ru


Почитать еще