Мото / 13 Декабря, 2025 г. Автор: Ксения Казеева

Уникальная разработка завода ИЖМАШ – дизельный мотоцикл Планета-5


Многие российские мотоциклисты мечтают о том, чтобы их «железные кони» расходовали меньше топлива.

Особенно это волнует владельцев карбюраторных моделей с объёмами моторов более литра. Для последних и 10 л. на 100 километров пробега не предел.

Да и самые популярные на российском рынке малокубатурные китайские модели, с объёмом 200-250 см3, топливной экономичностью не отличаются. Они карбюраторные – с одной стороны, это плюс, удешевление производства. Но реальный расход бензина, который официально заявлен на уровне 3,5 литра, обычно ближе к 5.

А ведь в России могли выпускать свои дизельные мотоциклы. Более того, опытные модели уже подготовили, причём занимался этим самый известный отечественный производитель – ИЖМАШ. С их опытом и конструкторским бюро можно было избавиться от основных проблем байков на тяжёлом топливе.

Так появился Иж Планета-5 дизель. Вот про этот мотоцикл редакция carsweek.ru сегодня и расскажет.

Для чего и как

Мотоциклы Иж Планета-5, как и Юпитер-5, появились ещё в Советском Союзе. Эта было продолжением легендарной серии, дебютировавшей ещё в 1958 году. К началу 90-х стало ясно, что назрела необходимость в новых двигателях – четырёхтактных.

Но развал СССР поставил точку на всех этих проектах. Деньги на новые модели государство перестало выделять уже в конце 1980-х – «перестройка». Заработать можно было только собственными силами.

Да вот незадача – устаревшие двухтактные мотоциклы Иж покупали плохо. Тем более, что расход топлива у них был под 5 литров на 100 километров. Производитель рассматривал разные варианты выхода из ситуации. Основной – это сотрудничество с зарубежными партнёрами.

Самый интересный – совместный проект с индийцами из Royal Enfield. Те предложили сделать дизельную Иж Планету-5. Тем более, что для этого достаточно было лишь внедрить мотор и КПП индийского производства. Их бы поставляли партнёры.


Казалось, что вот он – путь к возрождению мотоциклов Иж. Тем более, что произошло это в 2003 году, когда денег у предприятия на новые модели уже не было, а предыдущие проекты, вроде чоппера «Юнкер», оказались финансово убыточными.

Главное достоинство дизельной Иж Планета-5 – это низкий расход топлива. У индийского серийного мотоцикла с таким мотором он был от 1 до 1,4 литра на 100 километров пробега. Двигатель выпускался больше 10 лет, он доказал свою надёжность и неприхотливость.

Индийская «Дизельная Пуля»

Royal Enfield Taurus – это единственный в мире крупносерийный мотоцикл на тяжёлом топливе. Появился он в конце 1980-х по простейшей схеме. Производитель взял шасси от Royal Enfield Bullet 500 и установил в него новый мотор – дизельный.

Объём двигателя уменьшили с 500 до 325 см3. Но самое главное – это экономичный расход топлива, в среднем 1,2 литра на 100 км пробега.


Моторы сами не стали разрабатывать – их покупали у бренда Lombardini. Эта итальянская компания зарабатывает в основном на тракторах и мотоблоках. А выпуском суперкаров занимается Lamborghini.

Началось всё с самоделок – индийские механики сами покупали дизельные двигатели и устанавливали их на мотоциклы. Потом начали изготавливать такие для всех желающих. Видя, насколько популярны переделки, руководители компании Royal Enfield решили взять дело в свои руки. Так появилась модель Taurus.

Из Индии в Россию

Примерно в 2001 году дизельный индийский мотоцикл сняли с серийного производства. Говорят, что уровень жизни в стране поднялся. Но на самом деле, правительство просто утвердило новые экологические нормы, запрещающие выпуск таких байков.

Кто именно предложил наладить серийное производство дизельных мотоциклов в России, сложно сказать. Скорее всего, представители ИЖМАШ связались с зарубежными партнёрами, а те рассказали, что могут продать оборудование недорого.

Но в 2003 году в России появилась опытная партия дизельных мотоциклов. Их планировали запустить в серийное производство.


Технические особенности дизельного Иж Планета-5

Шасси нового мотоцикла ничем не отличалось от базовой модели. Главные особенности – это мотор и трансмиссия. Силовой агрегат четырёхтактный с воздушным охлаждением. При объёме в 325 см3 он развивал 6,5 л. с. Конструктивно дизель был простейший – обычный атмосферник без турбонаддува и интеркулера. Это позволило добиться высокого ресурса.

Максимальная скорость новой модели была около 75 км/ч, причём разогнаться до таких параметров нужно было ещё постараться. Но главное – это экономичность. Топливного бака в 18 литров хватало примерно на 1 300 км пробега.


Коробка передач механическая четырёхступенчатая. Тоже отличалась высокой надёжностью. Мотоцикл имел высокую тягу на низких оборотах, поэтому покупали его часто для работы, связанной с перевозкой тяжестей.

Проблемы

Опытные дизельные Иж Планета-5 начали испытывать. По сравнению с бензиновыми двухтактными моделями, они работали слишком громко. Эту проблему планировали решить за счёт модернизации выхлопной системы.

Второй минус – это чёрный дым, что в принципе характерно для старых атмосферных моторов и специфический запах. И последнее – вибрации от дизельного двигателя зашкаливали. Они передавались на руки владельцев, запястья, предплечья и плечи начинали ныть уже после нескольких километров поездки.

В итоге от серийного производства Иж Планета-5 с дизельным мотором отказались. Сложно сказать, что именно послужило причиной – проблем хватало. Во-первых, у руководства завода не было денег на закупку дизельных моторов.

Во-вторых, потенциальные клиенты как-то настороженно отнеслись к новинке. Да, она собирала вокруг себя толпы любопытных на каждой презентации и выставке. Но мало кто изъявил желание приобрести дизельный байк.

Несмотря на экономичность, он был слишком шумным и примитивным. Вполне вероятно, что конструкторы ИЖМАШ могли доработать мотоцикл. Но увы – денег на это уже не было.

Несколько дизельных Иж Планета-5 сохранилось до наших дней. Эти мотоциклы на ходу, и они намекают на то, что подобные конструкторские решения имеют место.

Справка

ИЖ Планета — дорожный мотоцикл среднего класса.

Ранее мы писали про мотоцикл Иж Марафон 560 – адаптация Yamaha XT 550.

Также мы рассказывали про роторные мотоциклы Иж из СССР, которые готовили в серию и даже на экспорт.

Фото: YouTube.com, zr.ru