Главная / Автоновости / Мото новости

Уникальный советский мотоцикл «Урал» ИМЗ М-73 – его уничтожили бюрократы

Портал CarsWeek рассказал про уникальный советский мотоцикл «Урал» ИМЗ М-73
Мотоциклы марки «Урал» считались одними из самых универсальных в Советском Союзе.
Поделиться:
Уникальный советский мотоцикл «Урал» ИМЗ М-73 – его уничтожили бюрократы

Сложно с этим не согласиться, ведь тяжёлые модели от ИМЗ выполняли функции как семейного автомобиля, так и мотоблока.

Кстати, выпускаются «Уралы» до сих пор Это единственный производитель из СССР, который умудрился не только сохранить, но и выйти с ними на мировые рынки. Но даже современные «Уралы» в техническом плане недалеко ушли от мотоциклов второй половины 1930-х годов.

А ведь ещё в конце 1970-х в Ирбите разработали инновационную модель, известную под индексом М-73. Внешне она даже сейчас выглядит современнее, чем Урал Gear Up 2025 года. Да и мощнее, хотя разрабатывалась в начале 1980-х. Сегодня редакция carsweek.ru расскажет своим читателям об этом замечательном и некогда перспективном мотоцикле, который погубили бюрократы в СССР.

Надежды на светлое будущее

Декабрь 1976 года. Министерство автомобильной промышленности СССР решает, что Ирбитскому мотозаводу нужно дать несколько срочных заданий. Во-первых, мотоциклов «Урал» они выпускают маловато – пускай доведут их количество хотя бы до 200 тысяч в год. Во-вторых, срочно требуется создать новую модель – революционную и современную.

Техническое задание руководство ИМЗ получило сложное и противоречивое. Новый мотоцикл должен превосходить предыдущие модели по всем параметрам, начиная от внешности, заканчивая мощностью, скорости и, неожиданно, экономичностью.

Существующий двигатель Министерство автомобильной промышленности СССР не устраивал. Им нужен был оппозит на 750 см3, тем более, что такие в линейке ИМЗ уже существовали когда-то, пока от них не отказались в пользу верхнеклапанных с объёмом 650 см3.

Мощность тоже надлежало повысить – как минимум до 45 л. с. Это сразу ставило крест на робкой надежде использовать старые нижнеклапанные моторы.

И самое смешное – при повышении объёма и мощности, новый двигатель должен был быть более экономичный, чем старые. Максимальный расход – до 8,5 литра на 100 км пробега. И последнее – силовой агрегат каким-то образом обязан без проблем «переваривать» низкооктановый бензин. И не ломаться при использовании масел самого низкого качества.

Основная модель планировалась с боковым прицепом-коляской. Но не таким, как на «Урале» или «Днепре», а типа ижевской. Чтобы можно было отсоединить и ездить на «одиночке» без проблем с развесовкой.

m_73_ural_kolyaska.jpg

Вмешались и экономисты. Они подсчитали, что создание мотоцикла с нуля будет слишком дорогим излишеством. Поэтому на 75 % современный «Урал» должен был быть собран из деталей, узлов и агрегатов старого.

Понятно, что инженеры просто не смогли бы сконструировать мотоцикл, соответствующий последнему требованию. Поэтому они решили действовать по обстоятельствам. Мало того – при создании опытных «Уралов» использованы более десяти новых изобретений.

Первая партия

За отход от схемы 75 % конструкторов постоянно отчитывали на собраниях и «коврах» высшего руководства. Но опытные мотоциклы собирались всему вопреки. В 1978 году была представлена первая партия ИМЗ М-73. Уже по названию ясно, что это отсылка к легендарному военному М-72.

Внешне новые мотоциклы походили на тогдашние Иж – поздние Планеты/Юпитеры третьей серии. Но в глаза сразу бросалось удлинённое шасси модели и оппозитный двигатель. Заодно спроектировали и коляску – более просторную и комфортную для пассажира, чем когда-либо предлагал советский мотопром.

motor_ural_m_73.jpg

Заводские испытания первые ИМЗ М-73 прошли до конца 1978 года. Каждый экземпляр проехал более 2,5 тысячи километров. После этого мотоциклы отправили в Серпухов – в руки специалистов ВНИИ-мотопрома.

Там их тестировали вместе с BMW R-75/5 и Моto Guzzi 7V круглыми сутками почти без перерывов. Нужно же было понять, насколько хватит ресурса новинки. Удивительно, но новые «Уралы» не уступали зарубежным моделям. Причём не только в плане надёжности, но и по скорости и экономичности.

В итоге ВНИИ-мотопром выдал свою резолюцию – ИМЗ М-73 является лучшим советским мотоциклом и настоятельно рекомендуется в серийное производство.

Вторая партия

В 1980 году конструкторы ИМЗ изготовили три опытных М-73 второй серии. Каждый из мотоциклов имел свои особенности, как внешние, так и технические. Все они легко набирали 100 км/ч и держали эту скорость как крейсерскую.

priborka_ural_m_73.jpg

Двигатель одного М-73 специально форсировали более чем до 50 л. с. Он работал на бензине марки АИ-93. С водителем, двумя пассажирами и грузом 30 кг он разгонялся до 130 км/ч. Решив, что и этого мало, конструкторы даже приступили к разработке нового оппозитного мотора на 1 000 см3.

Разгуляться фантазии не дало техзадание. Согласно требованиям, мотоциклы должны были работать на низкооктановом бензине. Да и литровый мотор совершенно не вписывался в 75 % унификации со старыми моделями.

Технические особенности

Рама у М-73 была дуплексной. Оппозитный двигатель в ней размещён через резиновые сайлентблоки. Цилиндры силового агрегата алюминиевые, гильзованные. Подобная конструкция исключала прихваты при перегревах и упрощала капитальный ремонт в будущем, ведь ничего растачивать не нужно.

m_73.jpg

Запускался мотоцикл как кик, так и электростартером. Последний изготовили, используя СТ-369 от «Запорожца». Специально для М-73 доработали карбюратор К-66. Выхлопную систему планировали использовать как с двумя, так и с одним глушителем.

Коробка передач пятиступенчатая, с задним ходом. Для отсутствия ударов при переключениях использовали резиновые демпферы.

Вилку разработали новую – на конических роликовых подшипниках. Тормоза барабанные, но с разными усилиями спереди и сзади.

Финиш

Ирбитский мотозавод был готов к запуску М-73 в серию. Дело было за малым – получить финансы на модернизацию производства. И тут советские экономисты заартачились. Они убедили Министерство автомобильной промышленности, что нечего выпускать новую модель, когда старых не хватает. Пускай ИМЗ лучше сосредоточится на увеличении их производства.

В 1983 году планировалось запустить М-73 в серию. Но от проекта отказались. Так был загублен бюрократами самый перспективный ирбитский мотоцикл.

Ранее мы писали, почему уникальный советский роторный мотоцикл «Урал» так и не пошел в производство.

Также мы рассказывали про российский мотоцикл Ural Gear Up – советское наследие по цене Lada Vesta.

Источник. Фото: Youtube.com, auto.ru

Почитать еще