Главная / Автоновости / Мото новости

Мототележка Минск С-3.901 – внедорожная альтернатива грузовому «Муравью»

Редакция CarsWeek рассказала про мототележку Минск С-3.901
В Советском Союзе выпускали не только двухколёсные мотоциклы и модели с боковыми прицепами.
Поделиться:
Мототележка Минск С-3.901 – внедорожная альтернатива грузовому «Муравью»

Специально для сельской местности и крупных производств в стране небольшими тиражами собирали мототележки.

Самая известная из них – это «Муравей». Но грузовые модели выпускали разные производители. Были такие у заводов Иж, ИМЗ, КМЗ и ММВЗ. Вот про последнюю модель из Минска редакция carsweek.ru сегодня и расскажет.

Предпосылки к появлению

Во времена существования Советского Союза многие граждане страны проживали в сельской местности. Кроме основной работы, у большинства из них имелось собственное подсобное хозяйство.

Разумеется, идеальным помощников для жителя деревни был мотоблок. Жаль только, что такая техника считалась дефицитом, выпускалась небольшими тиражами и доставалась редким счастливчикам.

На помощь приходили мотоциклы с колясками. Но эта техника больше предназначена для перевозки пассажиров. Хотя, оппозиты с грузами справлялись, тем более, что некоторые ставили самодельные платформы вместо колясок. Вот только расход бензина при этом не радовал. Тяжёлые мотоциклы расходовали его в таком режиме от 10 литров на 100 км пробега.

Возможность иметь трехколёсные «грузовички» у советских граждан появилась в 1959 году. Именно тогда стартовал серийный выпуск мотороллеров «Муравей». Первое время их в основном распределяли между государственными учреждениями и заводами.

Но постепенно «Муравьи» начали свободно продавать обычным людям. Первые партии разбирали быстро, причём в основном сельские жители. Но вот незадача – для плохих дорог эта техника не годилась. Попытки проехать по грязи оканчивались чаще всего плачевно – маленькие колёсики застревали.

Селу требовались именно грузовые мотоциклы. И такие выпускались на профильных предприятиях, хоть и небольшими партиями.

История

Сейчас сложно сказать, когда в линейке Минского мотовелозавода появились грузовые самоходные тележки. Точных данных нет, многие даже уверены, что техника эта начала продаваться уже после развала СССР.

Но нет – сейчас периодически встречаются экземпляры именно советских лет выпуска. Как правило, они датируются второй половиной 1980-х. Но чаще всего в продажу попадают модели из 90-х. Это закономерно, ведь самая популярная модель, Минск С-3.901, появилась уже после развала СССР.

moto_minsk_С_3_901.jpg

Вполне возможно, что грузовые «Мински» эпизодически попадали в продажу уже в начале 80-х. Завод явно ощущал к тому времени постепенное снижение спроса на классические мотоциклы. А вот грузовые модели, которые могли соперничать с мотоблоками на селе, покупали хорошо.

Отлично подходили на роль «рабочей лошадки» они для рыбаков и охотников. Тех, настоящих, которые выезжали не на день или два, а минимум на неделю. Грузовая платформа позволяла взять с собой уйму снаряжения, включая многоместную палатку, газовый баллон и плитку для приготовления пищи.

Минск С-3.901 – это последняя грузовая модель в линейке ММВЗ. Выпускать её прекратили примерно в 2006 году. Платформу ещё могли спасти за счёт перехода на четырёхтактные моторы. Но увы – после продажи завода ММВЗ в частные руки, было принято решение начать сборки моделей из Китая.

Внешность и особенности

Выглядит Минск С-3.901 достаточно странно. Впрочем, от мототележек других производителей он особо не отличается – сделан по той же схеме. Передняя часть – как будто отрезана от стандартного «Минчика». Отличается она только передней вилкой – у мототележки та специфической конструкции, разработана специально для этой модели.

vikka_minsk_3_101.jpg

Минск С-3.901 условно двухместный, хотя два крупных человека на сиденье явно не поместятся. Поэтому чаще всего пассажиров перевозили сзади. Хоть последнее и не разрешено, но прав на мототележку всё равно не требовалось, так что на это инспекторы ГАИ смотрели сквозь пальцы.

Грузовую платформу разрабатывали с нуля. На раме размещён металлический кузов с откидным задним бортом. Конструкция мощная – 260 кг, указанные в инструкции по эксплуатации, она точно выдержит, да ещё и с серьёзными перегрузами.

Дополняли картину задние внедорожние шины – сейчас такие ставят на кроссовые мотоциклы. Учитывая, что крутящий момент передавался именно туда, проходимость у мототележки была неплохой.

Технические особенности

Силовой агрегат для Минск С-3.901 взяли от стандартных минских мотоциклов. При объёме в 125 см3 его мощность составляет 10 л. с. Это двухтактный мотор, то есть, бензин приходилось мешать с маслом в топливном баке.

motor_minsk_3_101.jpg

Коробку передач тоже взяли от стандартных минских мотоциклов. Но над ней пришлось поработать – тяги малокубатурному двигателю хронически не хватало. Изменили передаточные числа, пожертвовав динамикой и максимальной скоростью.

В итоге больше 30 км/ч грузовой мотоцикл не разгонялся. Это в три раза меньше, чем у двухколёсных моделей. Зато задняя скорость была.

pribory_minsk_3_101.jpg

Расход топлива не радовал. Согласно технической документации, он составлял 8 литров на 100 км. Бак рассчитан на 11 л. горючей смеси.

Чтобы мотор не перегревался, его оборудовали принудительным воздушным охлаждением от вентилятора. Последний заключён в специальном кожухе.

dvigatel_3_901.jpg

Передача крутящего момента реализована через промежуточный редуктор с дифференциалом. Оттуда идут приводы на два задних колеса. Получается, у мототележки три цепи. Задним бы не помешали защитные кожухи, но увы, конструкторы решили обойтись без них.

Подвеска у Минск С-3.901 только передняя – это вилка уникальной конструкции с двумя амортизаторами. Сзади вообще ничего нет – даже рессор. Амортизация только за счёт шин.

Проходимость у мототележки в сельской местности неплохая, но мощности малокубатурному двигателю не хватало. Плюс цепи задние слетали, если приходилось ездить по бездорожью. Для этого достаточно было зацепиться за корягу или большой камень.

Иногда грузовые мотоциклы Минск С-3.901 ещё мелькают на вторичном рынке. Просят за них от 50 тысяч рублей.

Справка
«Минск» — марка советских и белорусских мотоциклов, квадроциклов, скутеров, и снегоходов. 

Ранее мы писали про уникальный двухцилиндровый советский мотоцикл Минск М-101 с немецкой «родословной».
Также ранее рассказывали про Минск М-106 Поларис с дизайном в духе модного в те годы увлечения роботами и космосом.

Фото: Youtube.com, auto.ru

Почитать еще