Легенда из Ижевска: Скаут-5 — единственный полноприводный мотоцикл в современной России
Удивительно, но два из них, в Коврове и Ирбите, функционируют до сих пор. Правда, в цехах ЗиД сейчас только собирают китайские модели, а объёмы ИМЗ сократились в десятки раз, но всё равно, байки в России продолжают делать.
Ижевский мотоциклетный завод, он же ИЖМАШ, некогда был ведущим предприятием в своей отрасли. Но сейчас там не собирают даже китайские модели, хотя разговоры о возобновлении производства периодически возникают.
Мало кто знает, что в современной России до сих пор выпускают ижевские мотоциклы. Правда, делает это совсем другой производитель – ИЖТЕХМАШ. И сегодня редакция carsweek.ru расскажет про самый интересный мотоцикл бренда – полноприводную модель Скаут-5.
Стоит на официальном сайте производителя эта техника недорого – от 187 до 208 тысяч рублей. Цена зависит от размера колёс – они могут быть на 10 или 12 дюймов соответственно.
ИЖТЕХМАШ – это не ИЖМАШ
Не оскудеет Россия талантами, которые не представляют своей жизни без мотоциклов. Именно желание дать стране байки из Ижевска привело к созданию бренда ИЖТЕХМАШ в 2010 году. Компанию не нужно путать со знаменитым ИЖМАШ и с ИжТехМаш. Последняя вообще компрессорное оборудование делает и не имеет с мотоциклами ничего общего.
ИЖТЕХМАШ старается, по возможности, выпускать мотоциклы собственного производства. Для небольшой компании это сложно, но они сами делают рамы и разрабатывают модели. Их мотоциклы в основном не имеют допуска на дороги общего пользования. Эта техника специфическая – не просто эндуро, а полноценные мотовездеходы. Скаут-5, например, вообще полноприводный.
Откуда взяли идею?
Внешне байк напоминает какие-то японские легендарные модели. Отдалённое сходство у Скаута-5 есть как с Honda Monkey, так и с внедорожным скутером от этого же бренда – Zoomer. Но на самом деле, вдохновлялись конструкторы и владельцы ИЖТЕХМАШ американскими мотовездеходами ROKON.
Последние появились ещё в начале 1950-х годов. Изобретатель из США, Чарльз Фэн, решил облегчить службу военных разведчиков, коммандос и прочих специальных подразделений. Он предложил компактный мотовездеход, который увеличивал вес переносимой амуниции и боеприпасов в разы, как и скорость передвижения.
Мало того, даже прототипы могли исполнять роль водоплавающих плотов. Они не тонули благодаря особой конструкции колёсной дисков. Последние полые и держали технику на воде, причём вместе с навьюченной амуницией и человеком.
Особой популярности среди американских военных мотоцикл, выпускаемый серийно компанией Nethercutt Industries, не снискал. Не то, что они отказывались от вездеходов – просто руководство закупало технику в небольших количествах, всем желающим не хватало.
Зато модель Trail-Breaker начали активно предлагать на гражданском рынке. Это же идеальная техника для рыбаков, охотников и просто путешественников. Произошло это после смены владельцев в 1963 году. С тех пор мотовездеходы известны под брендом ROKON.
В качестве рекламы производитель раздавал свои внедорожные мотоциклы путешественникам и телеведущим. Animal Planet эту технику до сих пор использует.
Могли бы стать популярными ROKON и в России, если бы не цена. А она только в США начинается с отметки в 10 тысяч долларов за самые простые модели. Прибавить транспортные расходы, растаможку и прочие издержки – итого можно новую Ладу Гранту приобрести не в самой бедной комплектации.
Вот эта ситуация и вдохновила ИЖТЕХМАШ на создание своей линейки Скаут. И полноприводная модель – это воплощение российского видения ROKON.
Что в нём такого?
Прекрасно понимая, что отечественный покупатель не готов платить такие деньги за мотовездеходы, ИЖТЕХМАШ предлагает свой Скаут-5 за 200 тысяч рублей в среднем. При этом рама не просто из российской стали – она ещё и разработана собственными усилиями.
Ключевая особенность модели – полный привод на переднее и заднее колёса. Причём он независимый друг от друга. Если задняя цепь порвётся, то мотоцикл будет передвигаться с помощью передней и наоборот.
В отличие от ROKON, внешность которого достаточно специфическая, Скаут-5 больше похож на «нормальный» мотоцикл. В отличие от китайских моделей, его рама из толстостенных труб не гнётся под весом владельца с пассажиром. Более того – она выдерживает самую жёсткую эксплуатацию на бездорожье.
Конечно, на 100 % российским назвать Скаут-5 нельзя – при его создании использованы китайские узлы и агрегаты. Но увы – такие современные реалии. Разработка, а главное внедрение в серию своего двигателя не окупится и через несколько десятков лет.
Технические особенности
Силовой агрегат Скаута-5 одноцилиндровый, горизонтальный. Этим он отличается от того же ROKON и китайских моделей. У последних моторы больше мотоблочные, а тут скорее мотоциклетный, классической конструкции.
Объём двигателя 140 см3, мощность – 10 л. с. Мотор взят от китайского квадроцикла, поэтому у него воздушно-масляное охлаждение. Это значит, что проблем с перегревом даже жарким летом не будет.
Заводится мотор с помощью электростартера. Кика не предусмотрено, видимо, производитель посчитал, что этот рычаг только мешать.
Коробка передач тоже взята от квадроцикла – она полуавтоматическая. Это значит, что переключаться можно без сцепления. Начинающие оценят. Передач передних три и одна задняя, последнее очень актуально в грязи.
Подвеска у Скаута-5 оригинальной конструкции. Там только один амортизатор посередине, который уравновешивает качающиеся переднюю и заднюю части байка. Тормоза дисковые на все колёса.
Максимальная скорость мотоцикла – 50 км/ч. Расход топлива заявлен в 1,5-2 литра в час. Если по более привычному циклу и по дорогам, хотя бы тропинкам, то около 3 л. на 100 км пробега. Для экономии топлива можно отключить передний привод, хотя, для этого понадобится снимать цепь.
Получается, что ижевские мотоциклы не только производятся до сих пор – они ещё и уникальные. Остаётся пожелать ИЖТЕХМАШ новых моделей и коммерческих успехов!
Справка
Rokon — производитель мотоциклов из Рочестера, который производит двухколесные полноприводные мотовездеходы.
Ранее мы писали про советский мотоцикл Иж Марафон 560 для бездорожья.
Источник. Фото: Youtube.com