Серийный двухцилиндровый советский мотоцикл Минск М-101 – 250 см3 и немецкая «родословная»
Они считались самыми экономичными, простыми и доступными. Говорили, что на одном стакане бензина «Минчик» может гонять по деревне всю ночь.
Конечно, это не совсем так. Топливная смесь – это не только бензин, но и масло в ней. Да и расход двухтактного мотоцикла скорее 3-4 литра в среднем – это никак не стакан. Хотя, если деревня небольшая, то можно было действительно всю ночь кататься на стакане топливной смеси.
А ведь на заре своего существования Минский мотовелозавод собирался выпускать мотоциклы не только с одно, но и с двухцилиндровыми двигателями. Такую модель даже начали производить и продавать, так что она не является опытной и тем более прототипом.
Сегодня эксперты carsweek.ru расскажут про уникальный Минск М-101 1958 года. Он оснащался двухцилиндровым двигателем с объёмом 250 см3 и считался несуществующей легендой. Хотя, некоторым счастливцам удалось приобрести их в конце 1950-х.
Слухи
Мотоциклы марки «Минск» в Советском Союзе любили в основном подростки и пенсионеры. Для первых это был настоящий байк, а не мопед, для вторых – простое и бюджетное средство передвижения.
Лет с 16 «Минчик» уже не котировался, парни предпочитали что-то более мощное – Иж, а лучше Jawa. Самые «безбашенные» искали Иж Планету Спорт, ведь они во второй половине 1980-х уже не выпускались.
Но среди подростков, для которых «Минск» был за счастье, ходила одна интересная байка. Мол, существует двухцилиндровый мотоцикл ММВЗ с двигателем на 250 см3. Он спортивный и легко обгоняет не только Иж любой модификации, но и Jawa.
Вроде как никто своими глазами этот мотоцикл не видел. Но, по слухам, условный «дядя моего друга» такой даже умудрился купить когда-то в магазине. Верили в эту легенду только самые наивные и молодые. А ведь мотоцикл этот действительно существовал. Назвали его Минск М-101.

Более того, по слухам, выпустили целую коммерческую партию двухцилиндровых моделей и продали их. Сколько именно – нет даже в документации заводских архивов. Тем более, что и предприятие давно разорилось, уволив всех своих сотрудников. Остался только преемник, но он собирает китайские байки на территории предприятия.
Инженеры, работающие когда-то на ММВЗ, утверждают, что собрано было от 50 до 100 экземпляров М-101. Как минимум один из них сохранился в музее ММВЗ – периодически коллекцию мотоциклов показывают общественности.
Откуда он вообще взялся?
Как и первый в истории ММВЗ Минск М1М, двухцилиндровый байк скопирован с немецкой модели. Но это не DKW, которые стали «прародителями» всех советских мало и среднекубатурных мотоциклов. Почему-то минские конструкторы заинтересовались другим брендом.
Был когда-то в Германии такой производитель, как Adler Werke. Изначально велозавод, с 1902 года там стали производить мотоциклы.
Сначала байки оснащались французскими двигателями, потом разработал свои моторы. Уже в 1906 году у производителя в гамме появляются четырёхтактные модели.
Двухцилиндровые мотоциклы Adler предложил только в 1951 году. Это были лёгкие байки, но с моторами не 125, а 200 см3. Именно их потом скопировали англичане из Ariel и японцы из Yamaha.
Adler М250 появился в 1952 году. Этот мотоцикл стал настоящим бестселлером продаж не только в Германии, но и за её пределами. Чтобы «подогреть» спрос, производитель даже собрал гоночную команду. Серийные мотоциклы Adler М250 неоднократно участвовали в ралли. На шасси данной модели строили специальные спортивные версии.
Ничего удивительного в том, что советские инженеры, работающие на ММВЗ, решили скопировать такой бестселлер, как Adler М250. В 1950-х годах так делать не гнушались многие известные мотопроизводители.
Почему он не стал крупносерийным?
Казалось бы, новый минский мотоцикл заранее обречён на успех. Тем более, его уже скопировали и подготовили для крупной серии. Единственный нюанс – на заводе не хватало места для нового производства.
Конвейерную линию ещё нашли где разместить. Большинство узлов делали бы там же, где и для моделей на 125 см3. Но вот для новых двигателей цехов не было.
Но и этот вопрос решили – договорились было о глобальном расширении. Вместе с двухцилиндровыми моторами планировали наладить сборку тракторных дизелей. Но на «верхах» решили, что ММВЗ с этим не справится. Советскому Союзу стоит резко увеличивать выпуск тракторов и для этого нужно строить отдельный моторный завод.
Так появился ММЗ, на его территории уже не нашлось места для мотоциклетных двухцилиндровых моторов. Решили, что это несерьёзно.

Есть мнение, что модели с ДВС на 250 см3 посчитали ненужными. Во-первых, были Иж с двигателями на 350 см3. Во-вторых, уже два года как в СССР поставляли венгерские Pannonia с моторами на 250 см3. В-третьих, через несколько лет планировалось наладить импорт мотоциклов Jawa. А последние тогда производились с ДВС на 250 и 350 см3.
Посчитали, что иномаркам конкурент не нужен, да ещё и более дешёвый. Там разговоры шли не про экономику, а больше про политику. Да и вкладывать миллионы в новое производство желания не было.
Кстати, модели на 250 см3 особым спросом в СССР действительно не пользовались. Конечно, Pannonia разбирали, так как альтернативы этой иномарке не было. Но когда появились Jawa, сначала раскупали именно модели на 350 см3, а только потом «младшие» 250-ки.
Технические особенности
Малосерийный Минск М-101 имел раму хребтового типа. Она выштамповывалась из листовой стали – для мотоцикла весом в 100 кг этого хватало.
Двухцилиндровый двухтактный двигатель при объёме 250 см3 развивал мощность 15 л. с. Максимальная скорость – 100 км/ч. Цилиндры Минска М-101 были алюминиевыми, но с чугунными гильзами.

Коробка передач четырёхступенчатая. Сиденье, впервые для мотоциклов «Минск», цельное и мягкое. Для улучшения проходимости модель оснащалась шинами с развитыми грунтозацепами от ковровских ЗиД. Вилка короткорычажная. Переднее крыло высоко задрано – как у кроссовых байков.
Купить Минск М-101 сейчас вряд ли получится. Разве случайно такой найдётся в старом гараже при разборе хлама и будет продан за бесценок…Справка
«Минск» — марка советских и белорусских мотоциклов. Первый мотоцикл M1A был выпущен ММВЗ в 1951 году.
Ранее мы писали про советский Минск М-106 Поларис – мотоцикл эпохи роботизированных мечтаний.
Фото: YouTube.com, zr.ru
