Не «Харлей», а «Муравей» – история грузовых мотороллеров, мечты хозяйственных советских мужчин
Всё дело в том, что они позиционировались как техника для городского передвижения. А советские люди считали мотоциклы, а тем более мопеды, несерьёзными, пригодными только для сельской местности или молодёжи.
А вот грузовые мотороллеры, известные под брендом «Муравей», в СССР всегда пользовались спросом. На это неоднозначно намекают годы выпуска такой техники – с 1959 по 1995 гг. Уничтожил производство грузовых мотороллеров развал СССР. Точнее, появление на рынке б/у доступных автомобилей, в том числе лёгких грузовиков и фургонов.
Хотя, некоторые современные россияне считают, что даже сегодня «Муравей» бы покупали. Его и модернизировать серьёзно не нужно – достаточно оснастить четырёхтактным двигателем. Но с этим можно поспорить, ведь деревни вымирают, а в городе такая техника не слишком актуальна.
Поэтому любителям «Муравьёв» приходится довольствоваться тем, что выпустили ещё в СССР. Кстати, иногда на рынке б/у попадаются почти новые грузовые мотороллеры. Историю «Муравья» сегодня расскажет редакция carsweek.ru.
Откуда они взялись
Грузовые мотороллеры в Советском Союзе появились из-за недостатка лёгких коммерческих автомобилей. В стране хватало предприятий, которым ежедневно требовались грузоперевозки. Причём речь шла о незначительных весах – иногда до 50 кг.
Транспортировать условный мешок с сахаром на расстояние несколько километров – это сложная задача даже для сильного мужчины. Поэтому в большинстве случаев приходилось использовать грузовики марки ГАЗ, а то и ЗИЛ. Но это невыгодно, хоть и считается, что в СССР за бензин никто не отчитывался.
Во второй половине 1950-х стало ясно – нужно срочно что-то делать. Идеальный вариант – это выпуск небольших фургонов и пикапов на шасси легковых автомобилей. Но последних не хватало, и нарастить объёмы в ближайшее время не получалось.
И тут удачно совпали обстоятельства. В 1957 году в СССР начинают выпускать мотороллеры. Они не смогли завоевать популярность, как на это надеялись. Для села маленькие колёсики не подходили, а молодёжь предпочитала мотоциклы.
Чтобы производство не простаивало, на Тульском машиностроительном заводе решили делать на этом шасси грузовые модели. Так в 1959 году появляются первые ТГ-200 – тогда ещё они не получили собственного имени «Муравей».
Грузовые мотороллеры оказались востребованными на почте, объектах общественного питания, заводах и у частных владельцев. Выпускались они до 1995 года, постепенно теряя популярность, пока последнюю модель Муравей-2 03 не сняли с конвейера.
Дизайн
Внешне все «Муравьи», включая даже самые первые ТГ-200, смотрятся стильно и гармонично. Благодарить за это нужно итальянцев и советских конструкторов, некогда скопировавших Vespa.
Хотя, на «Веспу» ориентировались в Вятских Полянах. Тульский машиностроительный завод решил взять за основу Goggo 200 германской фирмы Hans Glas GmbH. Но внешность обеих моделей схожа.
При этом над дизайном советского грузового мотороллера никто не работал – хватило стильного первоисточника, то есть шасси. Сиденье одноместное, хотя встречались модификации, предназначенные для водителя и пассажира. Посадка почти с прямой спиной, хотя, высоким приходится немного горбиться.
Грузовая часть при этом смотрится сугубо утилитарной. Базовая модель имела открытый кузов. Под заказ выпускали различные надстройки – начиная от фургонов, заканчивая цистернами для кваса и термосами для доставки горячих обедов.
Технические особенности
Все «Муравьи» оснащались двухтактными бензиновыми двигателями с объёмом 200 см3. Мощность – от 8 до 11 л. с. в зависимости от модели и года выпуска.
Удивительно, но разгонялся грузовой мотороллер по документации до 60 км/ч. Но так ездить было небезопасно – техника могла перевернуться на повороте. Поэтому груженные «Муравьи» обычно передвигались со скоростью 20 км/ч.
Коробки передач у «Муравьёв» четырёхступенчатые. Они работают жёстко, приходится прилагать силу, зато отличаются высокой надёжностью. Имеется передача заднего хода.
Грузовой мотороллер базируется на стальной раме трубчатого типа. Спереди длиннорычажная мотоциклетная вилка, сзади амортизаторы, больше похожие на автомобильные, а сама подвеска на поперечных рычагах, независимая.
На ходу грузовой мотороллер жёсткий. Если ездить порожняком, то зад подпрыгивает на каждой кочке. Зато грузить можно от 250 до 410 кг – в зависимости от версии.
Тормоза у «Муравья» барабанные на всех колёсах. Дисковые на эту технику никогда не ставили. В России тоже решили, что мотороллеру хватит барабанов.
Средний расход топлива – около 4 литров смеси бензина с двухтактным маслом. Судя по отзывам владельцев, перегруженные мотороллеры могли легко превышать эти параметры в два раза.
Версии
Первая модификация «Муравья» называлась ТГ-200. Создана она на шасси «Тулы». Следующая версия собиралась на основе доработанного двухколёсного мотороллера. Это ТГА-200. Что интересно, первые две модели назывались «Муравьями» только неофициально.
Третья и четвёртая модификации получили индексы ТГА-200-01 и ТГА-200-01П соответственно. Они созданы на основе мотороллеров «Турист». Эти модели уже официально назвали «Муравьями».
Следующие три версии созданы на основе «Тулицы». Они так и назывались – Муравей-2 в модификациях от 01 до 03.
Последним грузовым мотороллером Тульского машиностроительного завода стал ГТС-1. Его опять лишили собственного имени «Муравей».
В современной России купить грузовой мотороллер несложно. Но эксплуатировать его «на убой» не стоит – запчасти искать сложно. Но если заменить двухтактный мотор на четырёхтактный китайского производства, то техника ещё послужит. Благо, советский металл крепкий. Желательно только перед установкой нового мотора полностью разобрать мотороллер, зачистить от ржавчины и перекрасить.
Сейчас на рынке б/у «Муравьёв» около трёх десятков в продаже. Просят за них от 30 тысяч рублей.Справка
«Мураве́й» — советский трёхколёсный (3 × 2 ) грузовой мотороллер.
Ранее мы писали про мотовездеход ЗиД Бархан – бюджетный, но всепроходимый монстр для увлекательных приключений.
Фото: Youtube.com, auto.ru