Главная / Автоновости / Мото новости

Один из первых российских мотоциклов или почему прервался полёт ЗиД Сова

CarsWeek рассказал про один из первых российских мотоциклов ЗиД Сова
Завод имени Дегтярёва – это оружейное предприятие. Но миллионам советских граждан оно было известно и как производитель доступных мотоциклов.
Поделиться:
Один из первых российских мотоциклов или почему прервался полёт ЗиД Сова

«Ковровцы» и «Восходы» – эта техника для многих стала первым билетом в мир моторизированных двухколёсных транспортных средств.

А ведь на заводе имени Дегтярёва выпускали уникальные для СССР модели в своём классе. Во-первых, это был промежуточный этап между лёгкими и средними мотоциклами. Во-вторых, скопировав изначально немецкий DKW RT 125, ковровские инженеры увеличили объём двигателя до 175 см3.

В-третьих, уже в России, после развала СССР, конструкторы ЗиД снова глобально усовершенствовали мотор. В этот раз его объём возрос до 200 см3. Именно про этот этап отечественного мотостроения редакция carsweek.ru сегодня и расскажет. Встречайте – ЗиД Сова 175/200!

Он «рождался» в муках

В начале 1990-х годов спрос на мотоциклы упал катастрофически. Во-первых, у бывших советских граждан появились более насущные проблемы. А во-вторых, на рынок хлынули автомобили б/у из стран ближнего и дальнего зарубежья. Появились и байки, причём такие, о которых в СССР даже не мечтали.

Мотоциклетное подразделение Завода имени Дегтярёва «хлебнуло» новых экономических реалий сполна. Разрушились налаженные логистические цепочки, многие партнёры оказались не в состоянии заплатить за уже отгруженную продукцию. Приходилось работать на склад, но недолго – закупать материалы было не на что, да и за электричество платить тоже.

Впрочем, оружейное производство позволило удержать мотоциклетное «на плаву». Более того – в 1993 году появляется новая модель – ЗиД-175 Сова. А чуть позднее завод выдал и более мощную версию этой модели – с мотором на 200 см3.

Zid_sova_moto.jpg

В отличие от Восхода 3М-01, байк получился современным внешне. А с новым двигателем ещё и более динамичным. Конечно, технически это всё тот же старый двухтактник. Но нужно отдать должное ковровским инженерам – они сделали всё, что смогли в условиях ограниченного финансирования.

Почему «Сова»?

Сложно сказать, почему новую модель так назвали. Одно ясно точно – от бренда «Восход» отказались целенаправленно. Во-первых, «перестройка» повлияла на качество сборки этой модели, которая и так без доработок надёжностью не отличалась. Во-вторых, мотоцикл получил более современную внешность.

Почему же новую модель назвали «Сова»? Есть мнение, что это связано с зайцами, которыми некогда украшали шильдики ковровских мотоциклов. Появилась сова, хищник. А зайцы – это её добыча.

Кстати, многие читали название на английском – «COBA». Что за «КОБА», никто не знал, некоторые проводили аналогию со Сталиным и его подпольной кличкой. А кто-то считал, что речь про государство Кубу.

Особенности модели

В облике ЗиД Сова можно рассмотреть сразу несколько стилей и направлений. Вообще, мотоцикл похож больше на Jawa 638, причём переделанную своими руками. Бак каплеводной формы – это уже уклон в сторону круизеров или даже чопперов. А ходовка скорее эндурная, чем дорожная.

amort.jpg

При этом удалось сохранить универсальность, присущую лёгким моделям. Вес «Совы» составлял всего 122 кг, при этом посадка у него с прямой спиной, что позволяло ездить на дальние расстояния с удовольствием.

Нужно отметить, что в 1993 году новинка вызвала небольшой ажиотаж. «Сову», особенно с двигателем на 200 см3, неплохо покупали, часто отказываясь от «Минчиков» и Иж в её пользу. Учитывая, что «Восходы» считались хуже белорусских моделей, это однозначно успех.

Конструктивно ЗиД Сова так и осталась простым мотоциклом. Основное отличие от предыдущих моделей – это расточенный до 200 см3 двигатель. Соответственно, ремонтопригодность высокая. Имея с собой набор простейших инструментов и расходников, можно починить байк на обочине в большинстве случаев.

Технические характеристики

Старт продаж ЗиД Сова с моторами объёмом 175 см3 – это вынужденная мера. Заводу нужны были деньги на разработку узлов и агрегатов, дать их могли только новые мотоциклы.

Расточенный мотор с объёмом 200 см3 остался почти с той же мощностью, что и его предшественник – 15 л. с. Но крутящий момент увеличился, за счёт чего разгон до 100 км/ч сократился с 25 до 21 секунды.

Мотор двухтактный, с карбюраторным типом питания. Охлаждение воздушное, заявленный расход топлива 4-4,5 литра. Максимальная скорость – от 107 до 110 км/ч.

motor-zid-sova.jpg

Коробка передач механическая четырёхступентатая. Передняя подвеска представлена телескопической вилкой, сзади два амортизатора. Тормоза оставили барабанными на всех колёсах. Для лёгкого мотоцикла этого хватает.

Как он в эксплуатации

Сиденье у ЗиД Сова двухместное. Оно широкое и мягкое – удобно как водителю, так и пассажиру. Только последний не должен весить больше 60 кг, как и райдер. В противном случае динамики не хватит – мотоцикл ведь малокубатурный, да и мощность всего 15 л. с. Да и управляемость сильно страдает при перегрузах – жёсткости рамы не хватает.

Руль удобный – обеспечивает посадку с прямой спиной, при этом руки начинают уставать только через полтора часа непрерывной езды. Трубы тонковаты, но есть перемычка для увеличения жёсткости. Приборная панель аналоговая и простейшая – там только спидометр и пара контрольных лампочек.

sova-spidometr.jpg

С завода на мотоцикл устанавливался небольшой багажник, но он имеет приличный запас прочности. ЗиД Сова оснащён двумя подножками – центральной и боковой.

Поломки мотоцикла были связаны с небрежностью сборки. Доходило до того, что в новых байках приходилось чистить топливный бак от грязи. Сейчас стандартные поломки – это ослабление крепежей, обрывы тросиков.

Заводятся мотоциклы обычно сразу, ведь зажигание у них бесконтактное электронное. Если использовать предпусковой обогатитель (подсос), то обслуженный ЗиД Сова запускается с первого или второго раза даже на холодную.

Максимальная скорость – 105-110 км/ч. Но крейсерская – от 70 до 80. Если ездить быстрее на постоянной основе, то поршневой надолго не хватит.

Конечно, сравнивать ЗиД Сову с японскими моделями некорректно. Зато обслуженный и ухоженный мотоцикл можно ещё смело использовать по назначению. Он не боится сельской местности и отличается высоким запасом прочности.

Справка

ЗиД «Сова» — марка советских дорожных мотоциклов, производства Завода имени Дегтярёва (ЗиД).

Ранее мы писали про уникальный советский мотоцикл Минск М-106 Поларис.

Фото: YouTube.com, zr.ru


Почитать еще