Мотоцикл Иж Марафон 560 – адаптация Yamaha XT 550 для советского бездорожья
Начав с копирования лучших мировых моделей, постепенно отрасль пришла в упадок. Впрочем, на количество выпускаемых мотоциклов это не повлияло – оно постоянно росло.
В СССР несколько раз пытались запустить в серийное производство современные модели. Например, Иж Планета Спорт встал на конвейер и производился более 10 лет. Правда, этот байк всё время был убыточным, поэтому от него в итоге и отказались.
Но больше всего интересных мотоциклов выпущено во второй половине 1980-х, когда спрос на устаревшие мотоциклы начал неуклонно снижаться. Жаль только, что в серию они не пошли. И сегодня редакция carsweek.ru расскажет про один из таких – Иж Марафон. Его концепция имеет много общего с Планетой Спорт, только он куда современнее.

Чешские байки лучшие
До начала 1960-х годов советские мотоциклисты довольствовались техникой, выпускаемой в своей стране. Редкие «иномарки», вроде Pannonia, особой «погоды» не делали – их было слишком мало.
Всё изменилось в 1962 году, когда Советский Союз заключил ряд торговых контрактов с брендами Jawa и CZ из Чехословакии. Новые мотоциклы оказались красивей, быстрей и надёжней чем «одноклассники» из Ижевска. Плюс они ещё и «иномарками» являлись.
Отечественный мотопром полноценной альтернативы предложить не мог. И страдал от этого больше всего производитель из Ижевска. Ведь Jawa и CZ оказались прямыми конкурентами в среднекубатурном классе. Спасало положение лишь то, что мотоциклов из Чехословакии на всех не хватало.
Не желая мириться с такой ситуацией, руководство Ижевского мотозавода выпустило Иж Планету Спорт. Прицел изначально был на экспорт, поэтому денег на модель не жалели, сделав её достаточно современной.
Но в 1973 году выбор двухтактного двигателя был ошибочным. За рубежом ориентировались уже на четырёхтактники. Поэтому дорогой мотоцикл оказался убыточным. Его бы покупали, но цену не могли поставить выше, чем на Jawa и CZ.
В 1984 году, учитывая ошибки прошлого, инженеры Ижевского мотозавода, с подачи руководства предприятия, приступило к разработке новой, перспективной модели. Естественно, она тоже ориентирована на экспорт. Но на этот раз мотоцикл должен был стать не только современным внешне, но и технически.
Японцы нам помогут
Ижевский мотозавод уже имел опыт сотрудничества с компанией Yamaha. Ведь Планета Спорт разрабатывалась именно по такому сценарию. В этот раз для копирования выбрали Yamaha XT 550. Этот байк выпущен японцами в 1981 году и был типичным эндуро – мотоциклом для путешествий.

К проекту подошли с нетипичной для СССР стороны – изначально большинство узлов и агрегатов решили заказывать у японского партнёра. Со временем планировалось наладить выпуск всех деталей в Ижевске, включая новый четырёхтактный двигатель с объёмом 558 см3.
Вся необходимая документация была куплена. Осталось собрать партию опытных мотоциклов, протестировать их, доработать и наладить конвейерное производство техники.
Естественно, для новой модели завод пришлось бы модернизировать. Но перспективы маячили радужные – советские мотоциклисты получили бы уникальный байк, равному которому не было ни в одной стране соцлагеря. Jawa и CZ на фоне новой модели Иж смотрелись бы невзрачно.
Инженеры мотозавода, как и руководство предприятия, были уверены – их дело доработать опытную технику, а за покупкой оборудования дело не станет. Поэтому конструкторы увлечённо тестировали байк, получивший индекс ИЖ 7.109 и имя собственное «Марафон». В дополнение к нему разрабатывали и «Орион» – мотард для города.
Технические нюансы
Самая главная особенность опытного Иж Марафон – это одноцилиндровый четырёхтактный двигатель с объёмом 558 см3. Мотор сделали самостоятельно, но с использованием японских комплектующих. По факту, это был опытный экземпляр уровня гаражных специалистов. То есть, сборка из деталей, но с самостоятельной подгонкой и настройкой.

Мощность двигателя – 38 л. с. Система охлаждения тоже революционная для советских мотоциклов – воздушно-масляная. Получается, что конструктивно это простейший двигатель, «воздушка». Но масло в нём проходит через специальный радиатор, размещённый спереди, за счёт чего силовой агрегат эффективнее охлаждается.

Это помогает не перегреть мотор летом при экстремально высоких температурах. Или при работе под нагрузкой. Учитывая, что Иж Марафон эндуро, а в СССР хватало направлений вместо полноценных дорог, использование подобной системы охлаждения оправдано.
Коробка передач была пятиступенчатая, тоже собранная из японских деталей. Спереди телескопическая вилка, сзади маятник и моноамортизатор. Тормоза барабанные, как у Yamaha XT 550, но в будущем спереди планировали поставить диск.

Заводился мотоцикл с помощью кикстартера – в первой половине 1980-х это было нормой для японских моделей. Родной топливный бак рассчитан на 12 литров. В будущем его планировали увеличить, ведь расход карбюраторного мотора с объёмом 558 см3 явно превышал бы 5 л.
Крах всех надежд
Примерно к началу «перестройки» в СССР мотоцикл был готов для серийного производства. Его успели доработать для местных условий эксплуатации. Оставалось закупить партию байков «в коробках» для самостоятельной сборки и всё необходимое оборудование для постепенной, но стопроцентной локализации.
Вмешались новые экономические реалии. В рамках «перестройки» заводы перевели на хозрасчёт. И если оружейное производство в Ижевске финансировалось, то на побочное, мотоциклетное, денег больше не давали. Хотите новую модель – сами изыскивайте средства.
Ещё были шансы на постепенный запуск Иж Марафон в серию. Закупка мотокомплектов и продажа новых байков могла бы дать необходимые средства на оборудование. Пускай бы процесс локализации и затянулся на несколько лет. Но развал СССР поставил крест на проекте.
Радует, что до наших дней всё же дошло несколько мотоциклов Иж Марафон. Сколько их точно выпущено – неизвестно, возможно, это была опытная партия. Сейчас эксклюзивные байки можно увидеть в некоторых частных коллекциях мотоциклов.
Справка
Иж — советская и российская марка мотоциклов, разработанных и выпускавшихся с 1929 по 2008 год в городе Ижевске на заводе «ИЖМАШ».
Ранее мы писали про уникальные роторные мотоциклы Иж, которые готовили в серию и на экспорт.
Фото: YouTube.com, drom.ru
