Мото / 21 Октября, 2025 г. Автор: Ксения Казеева

Мотоциклы Pannonia – импортная красота советских дорог и деревянные поршни


В Советский Союз массово поставляли не только мотоциклы из Чехословакии, но и модели венгерского производителя.

Правда, было это давно – до начала 1970-х. Потом с Машиностроительным комбинатом «Чепель» не заключили договоры, и производитель через несколько лет был вынужден отказаться от мотоциклов.

А ведь он освоил новую модель, созданную на основе японской Yamaha YDS-2. Но эти мотоциклы оказались слишком дорогими и сложными технически для СССР. По крайней мере, так посчитали «сверху».

Найти информацию о венгерских мотоциклах Pannonia сложно. Да и отзывы владельцев ещё в советские годы были противоречивыми. Что же, редакция автопортала carsweek.ru исправит это упущение.

Главная проблема Pannonia и деревянные поршни

Уже во второй половине 1980-х мотоциклы Паннония часто стояли в сараях и гаражах без движения. Молодёжь могла сделать вывод, что это проблемные модели, которые постоянно ломались. Но нет – по надёжности Pannonia вряд ли уступали Jawa.

Проблема в отсутствии запчастей. И достать последние, особенно в советское время, было сложно. Завод «Чепель» закрыл мотопроизводство в 1975 году, прекратив, соответственно, выпускать и детали. Конечно, у многих владельцев Pannonia запчасти имелись в запасе. Но разве будут их продавать в СССР? Только спекулянты, но у тех они могли стоить раз в 10 дороже.

Отсюда и байка с деревянными поршнями. Последние действительно ставили, вытачивая детали и вымачивая их в «секретных» составах. Ясное дело, что больше одного дня такой мотоцикл вряд ли проедет – прогорит поршень. Но для того, чтобы продать байк, этого хватало.

Нашли покупателя, продемонстрировали ему работу иностранного мотоцикла Pannonia, не важно, какой модели. Даже прокатили с ветерком. И вот уже неопытный клиент готов расстаться с некой внушительной суммой. Да только приобретение часто не доезжало до дома. И починить его оказывалось сложно, в ряде случаев практически невозможно.

«Родословная» Pannonia

Мотоциклы Csepel в Западной Европе стали продавать с 1932 года. Особой популярностью они не пользовались, поэтому в 1947 году предприятие начало выпускать копии немецких DKW RT-125. Эту же модель освоили в СССР на двух заводах – в Москве, передав её потом в Минск, и Коврове.


В отличие от советских коллег, венгры решили сразу создать конкурента Jawa с мотором на 250 см3. И вот через несколько лет Машиностроительный комбинат «Чепель» представил модель собственной разработки – Csepel TL 250.

Первые «советские» Pannonia

В 1956 году в СССР начали поставлять венгерские мотоциклы. Назывались они Pannonia TLT 250. Небольшие партии, взятые на пробу, разошлись в Советском Союзе мгновенно. После этого Машиностроительный комбинат «Чепель» начал поставлять мотоциклы массово.

Примерно в это же время в СССР попали первые Jawa. «Венгры» не уступали «чехам», разве что предлагались только в формате 250 см3. Jawa же были и на 350 «кубиков».


В отличие от вишнёвых чешских мотоциклов, Pannonia TLT 250 чаще всего были чёрного цвета, плюс со значками в виде крыльев. Они почти сразу получили прозвище «Венгерская ворона».

Технические особенности TLT 250 впечатляли. Двухтактный двигатель с рабочим объёмом 250 см3 развивал 14 л. с. Этого хватало, чтобы разогнать мотоцикл, весящий 146 кг, до 110 км/ч. И при этом расход топлива радовал – всего 4 литра бензина на 100 км пути.

Жаль только, что поставляли Pannonia TLT 250 в СССР в небольших количествах. Во-первых, завод «Чепель» не так много их выпускал. Во-вторых, закупали их в порядке эксперимента. В-третьих, венгры ориентировались тогда больше на капиталистическую Европу.

В 1958 году в СССР начинают завозить новую модель – Pannonia TLF 250, он же T1. Этот мотоцикл отличался от предыдущего внешностью – стало меньше щитков. По технической части байк остался почти таким же – мотор с объёмом 250 см3 и мощностью 14 л. с. Эти мотоциклы тоже поставлялись в небольших количествах.

Самый популярный

С 1964 года в СССР появляются Pannonia Т5. Модель стала массовой, так как к тому времени с венграми заключили крупный контракт. Но в отличие от Jawa, которых в СССР начали поставлять более 90 %, Машиностроительный комбинат «Чепель» решил отдавать только 50 %. Остальное шло в страны капиталистической Европы.


Именно Pannonia Т5 завоевала популярность в СССР. Мотоцикл ценили за стильную внешность, высокую надёжность и низкий расход топлива – около 4 литров на 100 км. А ещё эту модель предлагали в исполнении с коляской. Последняя отличалась стильным дизайном космической тематики.

Объём двигателя оставили прежним – 250 см3, но мощность увеличили до 16 л. с. Разгонялся мотоцикл до 115 км/ч. Но, как любой двухтактник, Pannonia Т5 не рассчитана на длительную работу при высоких оборотах. Поршневую в таком режиме приходилось менять в разы чаще.

За 11 лет выпуска в Советский Союз попало более 200 тысяч Pannonia Т5. Постепенно количество мотоциклов, поставляемых в СССР, увеличивалось в процентном соотношении. Руководство завода «Чепель» готовилось выпустить новую, современную модель.

Последний, не попавший в СССР

В отличие от Jawa, почивавшей на лаврах и почти всю свою продукцию поставлявшей в СССР, венгры думали о будущем. Поэтому в середине 1960-х, вместо того, чтобы вывести на рынок очередную модернизацию Т5, было принято неожиданное решение.

Связавшись с японским брендом Yamaha, руководство завода «Чепель» купило лицензию на производство YDS-2. Вместе с технической документацией приобрели и конвейерное оборудование.


Мотоцикл появился в продаже в 1968 году под названием Pannonia P20. Советский Союз почему-то не спешил заключать контракт на поставку новой техники. А ведь её характеристики впечатляли. При объёме в 250 см3, мощность двигателя составляла 23 л. с. Разгонялся мотоцикл до 135 км/ч.

В полной уверенности, что СССР одумается, «Чепель» продолжает выпуск двух моделей параллельно – Т5 и Р20. Но партнёр не спешит заказывать новинку. В 1975 году выпуск Pannonia Т5 прекращается. Вместе с этим заканчивается и сотрудничество с СССР. Не имея других крупных контрактов, потратив все деньги на запуск в производство перспективной модели, завод «Чепель» в этом же 1975 году отказывается от моторизированной техники, оставив лишь велосипеды.

А ведь Pannonia P20 явно бы покупали советские мотоциклисты. Но не могла, по мнению экономистов СССР, модель с объёмом 250 см3 стоить дороже Jawa 350.

Мотоциклы Паннония до сих пор встречаются на рынке б/у в России. Просят за них от 60 до 500 тысяч рублей. Но поиск запчастей сейчас – это большая проблема. Впрочем, коллекционеров это не останавливает.

Справка

Pannonia (Панно́ния) — марка мотоциклов, выпускавшихся венгерским комбинатом Чепель с 1956 по 1975 год.

Ранее мы рассказали, почему советский роторный мотоцикл «Урал» не пошел в производство.

Фото: ru.wikipedia.org, topworldauto.com