Мото / 16 Октября, 2025 г. Автор: Ксения Казеева

Иж Пульсар – провал амбициозного проекта серийного российского электромотоцикла


Ижевский мотозавод до сих пор существует и работает.

Правда, двухколёсную технику он серийно не выпускает с 2008 года. Но часто появляются новости о том, что мотоциклы Иж возродят. Более того, производитель периодически показывает несколько опытных образцов, обещая запустить их в серию.

Один из самых масштабных проектов за последние 10 лет – это появление Иж Пульсар. Планировалось наладить выпуск мощных и современных мотоциклов класса эндуро. Более того, это были не бензиновые, а электрические байки. И они даже предлагались всем желающим. Почему же Иж Пульсар в итоге «пропал с радаров», и что это вообще за техника, расскажет редакция автопортала carsweek.ru.

Почему прекратили выпуск мотоциклов?

Ижевский мотозавод пережил развал СССР и ещё более 15 лет выпускал двухколёсную технику. К сожалению, сделать её современной не было средств. Да и ситуация в 90-х сложилась не та – покупателей не стало. Люди начали приобретать б/у автомобили вместо мотоциклов.

В конце 90-х стало ясно, что сохранить производство байков не получится, если не принять срочные меры. Так в линейке завода появились интересные модели в классе круизер – Иж Юнкер и Иж Корнет. Первый – это полноценный среднекубатурный байк, второй – стильный мопед.


Вот только современного «сердца» у новинок не было. Иж Юнкер, например, хоть и получил жидкостную систему охлаждения, оснащался всё тем же двухтактным мотором от «Юпитера», пускай и доработанным.

Новые модели при этом стоили намного дороже, а стильный мопед «Корнет» вообще брать не хотели, ведь все привыкли, что подобная техника доступная. Поэтому спроса не было, хотя «Юнкер» всё же покупали.

Уже через несколько лет Ижевский мотозавод отказался от новинок. Рентабельными оставались лишь «Планеты» и «Юпитеры», да и то, при условии выпуска малыми партиями под заказ. А ведь последние версии получали дисковый передний тормоз, литые колёса и раздельную систему смазки мотора. Плюс «Юпитер» выпускался не только с воздушным, но и с жидкостным охлаждением.

Скорее всего, завод могли спасти четырёхтактный двигатель и тесная кооперация с китайцами. Крепкое шасси с моторами и КПП из Поднебесной – разве не об этом мечтают многие россияне сейчас? Хотя, всё это пользовалось бы спросом при условии низкой цены.

Возрождение

После 2008 года в СМИ периодически появлялись новости о том, что российские среднекубатурные мотоциклы возродят. Сначала ходили слухи, что производитель будет делать только байки для почётного сопровождения. Такой прототип действительно показали в 2017 году. Только все понимали, что Иж Кортеж в любом случае не станет «народным».

Но в том же 2017 году Ижевский мотозавод представил прототип электробайка. Тогда никто не верил в то, что модель пойдёт в серию. Но через два года мотоцикл доработали и показали уже в нескольких экземплярах. 


Мало того, тогда три десятка байков отправили силовым структурам для испытаний в реальных условиях.

На выставках заявляли, что Иж Пульсар скоро поступит в розничную продажу. На сайтах продавцов двухколёсной техники эта модель даже появлялась в прайсах, пускай и с пометками предзаказ.

Почему отказались от бензиновых моторов?

Производитель заявил, что все Иж Пульсар оснащены бесщёточными электродвигателями, развивающими 20 л. с. В будущем мощность моторов планировалось увеличить.

Что касается происхождения силовых агрегатов, то никто не скрывал, что они куплены у китайских партнёров. Но это временная мера – уже идёт разработка собственных двигателей, благо, «Аксиом-холдинг», владелец Ижевского мотозавода, имеет необходимые для этого возможности.

Почему же решили не делать свой четырёхтактный двигатель, ведь в 2017 году ещё и электрокары в России были в диковинку, да и в странах ЕС к ним не привыкли. Представители производителя гордо на это ответили, что ДВС – это прошлый век, а они хотят дать потенциальным клиентам будущее уже сейчас.

ТТХ и цена

Технические характеристики мотоцикла Иж Пульсар решили держать в частичном секрете. Дескать, кое-что мы расскажем, а остальное пускай будет сюрпризом для покупателя. Кроме мощности в 20 л. с., сообщили, что мотоцикл способен разогнаться до 100 км/ч и проехать 150 километров на одном заряде.

Такой пробег для байка даже в 2025 году – это достойный результат. В 2017 г. мало кто вообще понимал, сколько должен проезжать электрический мотоцикл. Поэтому представители производителя поспешили добавить, что они предложат аккумуляторы с большей ёмкостью. Последние помогут увеличить запас хода до 250 км/ч.


А теперь самое главное – стоимость. По предзаказу Иж Пульсар в «гражданской» версии предлагали за 590 тысяч рублей. Даже сейчас это кажется слишком дорого. Неизвестно, заказал ли кто-то в России такой электромотоцикл и получили ли эти клиенты Иж Пульсар.

Свой или из Поднебесной?

Представители Ижевского мотозавода утверждали, что их электробайк является авторской разработкой. Упоминали только, что двигатель китайский, но это временно.

Если разобраться, то российским Иж Пульсар быть не может. Во-первых, все станки давно порезали на металл. Во-вторых, мотоцикл современный, а оборудование позволяло собирать только «Планеты» и «Юпитеры». В-третьих, даже раму сделать в «гаражных» условиях не удастся.

Получается, что для выпуска нескольких десятков опытных Иж Пульсар пришлось бы закупать соответствующее оборудование. Если бы такое случилось – обязательно бы осветили в СМИ. А так, похоже, что это стандартные китайские мотокомплекты, просто оснащённые электромоторами, тоже из Поднебесной.


Ижевский мотозавод в итоге выпустил партию в 30 единиц Иж Пульсар. Все они переданы московской полиции. В 2018 году электромотоциклы даже можно было увидеть у патрульных во время проведения Чемпионата мира по футболу.

С тех пор прошло уже 8 лет, но Иж Пульсар так и не стал серийным. Недавно Концерн «Калашников» представил новую партию электробайков – по мотивам советских старых моделей. Но это уже другая история…

Справка

Иж — советская и российская марка мотоциклов, разработанных и выпускавшихся с 1929 по 2008 год в городе Ижевске на заводе «ИЖМАШ».

Ранее мы рассказывали про легенду ижевского мотопрома – ИЖ-49.

Фото: YouTube.com, Lenta.ru