Главная / Автоновости / Мото новости
13 Сентября, 2025

На двух колесах сквозь время – появление военных мотоциклов

CarsWeek рассказал о первых военных мотоциклах
Нужен ли мотоцикл современной армии? В этом материале рассмотрим, как эта техника вообще появилась.
Поделиться:
На двух колесах сквозь время – появление военных мотоциклов

Современная военная техника, как правило, поражает габаритами. Есть мнение, что мотоциклам в армии места нет, но это далеко не так. Как показывает практика ведения боевых действий, даже современных, двухколесный «конь» еще не утратил актуальности.

Более того, отсутствие байков на вооружении какой-либо армии – это скорее недоработка командования. Конечно, это затраты на покупку мотоциклов и обучение личного состава, но они оправданы, особенно в профессиональной сфере.

Ведь байк – это современный эквивалент коня, только он лучше. Не нужно кормить, ухаживать, лечить, да и отдых мотоциклу не требуется. А стоит он сравнительно недорого, особенно если рассматривать современные китайские эндуро.

Для примера возьмем Racer Panther 300. За этот китайский эндуро просят всего 174 тысячи рублей. И это новая техника, с гарантией. Для военных такая сумма вообще несущественна, тем более, что никто не предлагает посадить на мотоциклы всю пехоту. Так, небольшие «летучие» отряды или подразделения.

Но наша задача сегодня – это попытка разобраться, откуда мотоциклы в армии появились и как они развивались вплоть до начала Второй мировой войны.

Сначала была лошадь

Всадник на коне – это воплощение воина вплоть до конца XIX века. Мощный зверь позволял человеку стремительно преодолевать большие расстояния, совершать неожиданные налеты. Да и удар любого оружия, к которому прибавлено ускорение лошади, получался в несколько раз сильнее.

Вот только содержать коня, особенно боевого, могли позволить себе далеко не все. Лошадь нужно кормить, поить, лечить, ей требуется отдых. Как любое животное, конь может испугаться, скинув всадника, или просто проявить характер. Многие исторические личности погибли именно из-за неожиданных действий лошади.

Что касается пехоты, то она и вовсе не имела транспортных средств, изредка подсаживаясь на обозные телеги. Как следствие, быстрые переходы на дальние дистанции были маловероятны, разве что элитные отряды оказывались на такое способны. Но у последних обычно кони имелись в любом случае.

Самокатные войска

Первые велосипеды появились примерно в середине XIX века. Они имели педали, но походили больше на цирковые снаряды. Высокие и тонкие колеса делали эту технику развлекательной. Приобретали двухколесники люди богатые, любящие эпатировать публику.

rover_velo.jpg

Первый классический велосипед в нашем понимании появился в 1885 году. Это Rover Джона Кемпа Старли. Модель получила негласное название безопасной и породила огромное количество подражателей от других брендов. «Веломания» быстро распространилась по всему миру.

В 1890 году русская императорская армия начинает приобретать двухколесную технику для своих нужд. Появляется велосипедная езда как упражнение по физической подготовке солдат. Офицеры в большинстве отнеслись к этому с юмором или негативно. Только единицы верили в перспективы.

В 1891 году в России начинают формировать особые самокатные команды. Велосипеды поступают на вооружение. Буквально через несколько лет такую технику признали – она облегчала задачи почтальонов, связистов и пехоты. Впрочем, последним она доставалась редко – слишком уж была дорогой. Да и вчерашние рабочие и крестьяне ее побаивались.

Но, благодаря князю Б.Д.Потемкину, написавшему книгу «Велосипед и его применение в военном деле», двухколесную технику полюбила пехота. Ведь она позволяла перемещаться почти со скоростью коня. Тем более, к тому времени хороших дорог стало больше.

В 1890-х появляется официальное военное звание «ординарец-самокатчик». В 1897 году группа таких солдат даже приняла участие в маневрах под Белостоком. Российских военных велосипедистов даже внешне можно было отличить. Им выдавали дополнительное обмундирование, состоящее из рубахи мундирного сукна, плащ-палатки и фуражки. Была и специальная непромокаемая сумка для документов.

Эффективность велосипедистов была доказана уже в начале Первой мировой войны. Но двухколесная техника на педальном ходу не годилась для того, чтобы ходить в атаку или держать оборону. Тем более, не могло быть и речи о ведении огня на ходу. На такое способны разве что виртуозы, вроде тогдашних цирковых артистов.

Основное предназначение велосипедов в российской императорской армии – это использование для связи и в качестве транспортных средств. К 1917 году успели создать 7 батальонов и 11 отдельных самокатных рот.

Первые мотоциклы

В начале XX века в армии стали появляться велосипеды с моторами. Казалось бы, вот оно, будущее! Новая техника позволяла передвигаться в разы быстрее, перевозить больше грузов. Вот только реальность отрезвила – первые мотоциклы оказались слишком проблемными, а обслуживать их почти никто не умел.

Несмотря на это, техника совершенствовалась, поэтому в 1916 году русская императорская армия имела около 1,3 тысячи мотоциклов на вооружении. Велосипедов оказалось в три раза больше.

moto-harley.webp

Стали появляться и модели с колясками. Их уже рассматривали в качестве полноценного боевого транспорта – ведь боковой прицеп позволял установить пулемет. Последний нередко защищали бронещитом.

Вот только область применения мотоциклов была узкой в те годы. Во-первых, техника не отличалась надежностью. Во-вторых, полноценных тяжелых моделей было мало. Поэтому основное предназначение мотоциклов в российской императорской армии – это связь, доставка боеприпасов, транспортировка раненых с поля боя. Многие технически продвинутые офицеры передвигались на моторизированной двухколесной технике. Любили мотоциклы летчики, которые во время Первой Мировой войны считались элитой.

Непосредственно в боевых действиях участвовали в основном модели с колясками. Но это были уже полноценные экипажи, где второй человек выполнял роль стрелка.

А о дальнейшем развитии военных мотоциклов вплоть до нашего времени мы расскажем в следующей статье.

В разведке мотоциклы не прижились – слишком они оказались шумными. А вот для внезапных налетов их иногда использовали.

Во время Первой мировой войны двухколесная моторизированная техника показала себя с лучшей стороны. Закупили их за эти годы более 15,4 тысячи штук. Сколько осталось на начало Гражданской войны – доподлинно неизвестно.

Зато советская власть быстро осознала достоинства мотоциклов. Столкнуться с ними пришлось еще во время войны с немцами, когда ранний СССР отбивался от внешних врагов. Германия тогда начала использовать тяжелые модели с колясками.

Справка

Rover Company — британская автомобилестроительная компания. 

Ранее мы рассказали, как советские инженеры улучшили немецкую модель ИЖ-49.

Фото: shimanocyclingworld.com


Почитать еще