Современные российские мотоциклы – они существуют и даже выпускаются серийно

Когда-то мотоциклов в России было много – советская промышленность в этом плане обеспечивала почти всех желающих. Покупали двухколёсный моторизированный транспорт в первую очередь из-за его дешевизны. Второй секрет высокого спроса – это малая доступность автомобилей. Поэтому приходилось довольствоваться байками.
С развалом СССР всё изменилось. Да, мотозаводы сохранились. Более того, в России их осталось больше всего – целых три. Это профильные предприятия в Ижевске, Ирбите и Коврове. Они продолжали выпускать ту же технику, что и во времена существования СССР. Это лёгкие «Восходы», среднекубатурные Иж и тяжёлые «Уралы» с колясками.
В самом начале 90-х их даже неплохо разбирали – деньги стремительно обесценивались, их старались хоть во что-то вложить. Но уже в 1993 году стало ясно – устаревшие технически мотоциклы перестали пользоваться спросом. Это касалось как двух, так и четырёхтактных моделей.
Потенциальные клиенты стали покупать б/у автомобили, в первую очередь иномарки. Они же о них всегда и мечтали! А так называемые «идейные» байкеры наконец получили доступ к зарубежной технике.
Ещё можно было спасти ситуацию – для этого российские мотозаводы требовалось в срочном порядке модернизировать, менять модельный ряд на более современный. Увы, на это просто не было средств, да и не факт, что в середине 90-х такие байки бы покупали.
Ближе к началу XXI века в России появился интерес к недорогим, но четырёхтактным мотоциклам. Но таких уже не было. Некогда лидеры рынка, Ковровский и Ижевский заводы, продолжали собирать хоть и модернизированные, но двухтактные модели.
Единственный полноценный производитель
Сумели сохранить историю только в Ирбите. Благодаря энтузиастам, выкупившим завод, он работает до сих пор. Правда, владелец в США эмигрировал, а конечная сборка после 2022 года происходит в Казахстане.
Да и мотоциклы «Урал» из некогда доступных альтернатив автомобилям превратились в эксклюзив. Например, стоимость модели Ural Gear Up сейчас начинается от 1 942 500 рублей. Это дороже неплохо «упакованной» Лады Весты из дилерского салона.
Ирбитский мотозавод такая ценовая политика устраивает. Они всё равно более 95% байков за границу продают. Находятся и россияне, желающие приобщиться к легенде. Тем более, что там теперь комплектующие от ведущих мировых брендов.
«Производители» китайских моделей
Понимая, что полноценный выпуск мотоциклов по полному циклу – это слишком дорого, но видя успех китайских брендов, некоторые российские бизнесмены решились вступить в неравное противостояние.
Они начали выпускать и продвигать байки под своими марками, но собранными из китайских деталей. Зачастую, это были модели из Поднебесной, только перебрендированные. В случае успешных продаж предполагалось, что начнётся импортозамещение. Увы, спрос оказался низким. Поэтому амбициозным планам энтузиастов сбыться было не суждено.
STELS, например, сразу запустил в продажу несколько моделей, начиная от дорожных, заканчивая эндуро. Предприятие серьёзное, ведущий российский производитель велосипедов, владеющий профильными заводами. Предполагалось быстро перейти на рамы из отечественной стали, а после осваивать другие комплектующие.
Руководство STELS старалось давать россиянам качественный продукт, выбирая не самые бюджетные детали. Это, скорее всего, и погубили мотопроизводство данного бренда. Потенциальный клиент не мог понять, почему такой же внешне, но полноценно китайский мотоцикл стоит дешевле. А что касается качества, так об этом мало кто задумывался при покупке новой техники. Последняя априори должна прослужить хотя бы несколько лет.
В итоге STELS вообще отказался от мотоциклов. Но сейчас у него в гамме опять несколько моделей. Цены сопоставимы с другими российскими брендами, предлагающими байки китайского производства. Есть даже мотоцикл и инжекторным двигателем почти на 500 см3. И стоит он недорого, учитывая, что комплектующие у них брендовые – всего 399 тысяч рублей.
ЗиД предлагает несколько моделей собственной сборки, но это полноценные «китайцы». Жаль, что некогда знаменитый завод отказался от разработки байков. Впрочем, для предприятия мотоциклы и в советское время были побочным продуктом.
Серьёзным подходом отличался и бренд Baltmotors. Владельцы решили сразу дать россиянам доработанные модели, пускай и китайские. Собственное конструкторское бюро, выбор качественных комплектующих. Соответственно, и цена оказалась выше средней по рынку. Сейчас новых мотоциклов Baltmotors нет.
Не пытаются претендовать на что-то больше сборки такие бренды как IRBIS, MotoLand и RACER. Они просто собирают мотоциклы из китайских комплектов. Зато являются лидерами рынка – судя по статистикам продаж. Низкая цена, разнообразный модельный ряд, гарантийное обслуживание и уже заслуженное доверие – вот их слагаемые успеха.
Что лучше купить?
Сейчас мотоциклетный рынок в России начал активно развиваться. Каждый год байков продаётся всё больше, особенно в бюджетных категориях. Многие предпочитают взять именно новую технику, пускай китайскую или отечественной сборки.
Что касается производителей из Поднебесной, то, завоевав лидирующие позиции в бюджетном классе, они начали проникать в сегмент байков с кубатурой от 500 см3. Пока спрос на такие мотоциклы низкий, ведь цены там от 400 тысяч рублей, тогда как тот же эндуро китайского производства с мотором на 225 «кубиков» получится взять за 150 000.
Одно можно сказать с уверенностью – российский мотоциклетный рынок развивается. Вполне возможно, что когда-нибудь мы всё-таки получим полноценные отечественные модели.
Справка
Ирби́тский мотоцикле́тный заво́д — российский завод по производству мотоциклов тяжёлого класса.
«ЗиД» — российский оборонный завод, главное промышленное предприятие города Коврова.
Напомним, что ранее мы писали, что в России продают новый ИЖ Планета-5 образца 1993 года в заводской упаковке.
Фото: YouTube