Главная / Автоновости / Автоновости в мире

Запретная советская амфибия – как УАЗ Ягуар, созданный для армии, стал несбыточной мечтой гражданских

Редакция CarsWeek рассказала про запретную советская амфибию УАЗ Ягуар
Даже обычный внедорожник УАЗ в советское время был недоступен большинству «страждущих».
Поделиться:
Запретная советская амфибия – как УАЗ Ягуар, созданный для армии, стал несбыточной мечтой гражданских

Да, несмотря на высокий расход топлива и периодические поломки, от этой машины не отказались бы сотни тысяч охотников и рыболовов.

Это только на первый взгляд кажется, что Ульяновский автомобильный завод в СССР спокойно почивал на лаврах, освоив несколько моделей, выпускаемых до сих пор. Как раз в советское время хватало интересных прототипов, разработанных конструкторами УАЗ. Почти все они в серию не пошли.

Сегодня редакция carsweek.ru расскажет про УАЗ-3907, больше известный как «Ягуар». Этот автомобиль считается полноценной амфибией, но при этом внешне он больше похож на обычный внедорожник «старой школы», с военной «родословной». Машину даже довели до запуска в серию.

Кого бы назначить ответственным?

В 1972 году советские военные посчитали, что им нужна новая амфибия. Быстрая, способная вместить не меньше 6 человек, работающая в любых климатических условиях. При этом требовалась проходимость на уровне УАЗ-469. И плавала чтобы она со скоростью хорошей вёсельной лодки.

В общем, новый УАЗ-469, но амфибию. Казалось бы, нужно сразу подключать Ульяновский автомобильный завод. Но военные не торопились, поэтому Министерство обороны предложило участвовать в проекте всем желающим.

Удивительно, но первыми откликнулось руководство Волжского автозавода. А ведь в 1972 году у них даже «Нивы» не имелось. Но зато пару лет как они трудились над проектом внедорожника, которому суждено было стать легендарным. Видимо, конструкторы ВАЗ решили разрабатывать несколько проектов.

Забегая вперёд, стоит отметить, что на Волжском автозаводе добились своего и создали ряд прототипов в 1976-1987 годах. Вот только они проиграли разработке ульяновских инженеров.

В 1977 году к проекту подключилось конструкторское бюро УАЗ. Военные не особо доверяли «гражданским» автомобилям ВАЗ, предпочитая проверенные годами внедорожники. В Ульяновске согласились.

Но техническое задание оказалось сложным. Поэтому не только у Волжского завода сроки разработки затянулись. Оглядываясь друг на друга, конструкторы работали, стараясь превзойти соперников. Уже в 1987 году стало ясно, что опытные амфибии УАЗ превосходят «Реку» от ВАЗ.

На Волжском автозаводе от проекта отказались – в дальнейшем развитии смысла просто не было. А вот конструкторы УАЗ работу продолжили, и продвигалась она до начала 1990 года.

Агрессивное название

Сейчас многие могут подумать, что конструкторам Ульяновского автомобильного завода не давали покоя лавры британского производителя премиальных машин. Но нет – про Jaguar они, конечно, слышали, но свою амфибию назвали так вовсе не в честь английского бренда.

Советские инженеры смотрели куда глубже. Они знали, что лишь один ягуар в семействе крупных кошачьих любит плавать. Более того – он частенько таким образом охотится. Поэтому УАЗ-3907 и назвали «Ягуаром».

uaz_yaguar_amfibiya.jpg

Взяв за основу шасси стандартного внедорожника с индексом 469, конструкторы умудрились сделать из него идеальную амфибию. Для этого пришлось потрудиться, потратив на проект больше 10 лет.

Во-первых, кузов был хоть водоизмещающий, но при этом не лодочного дизайна. Во-вторых, пришлось удлинять раму. В-третьих, амфибия получила полностью герметичные двери. В-четвёртых, машина оборудована гребными винтами. Пытались ещё установить рули управления для передвижения по воде, но в итоге от них отказались.

lopasti_uaz_yaguar.jpg

Много работы было с системой охлаждения. Всё дело в том, что забор воздуха у амфибии не может быть перед двигателем. Последний зальёт в первом же плавании. Пришлось переделывать всё – в итоге воздух забирался в задней части.

Получился лучше, чем требовали

Техническое задание на амфибию от военных было очень сложным. Но конструкторы Ульяновского автозавода не только приняли вызов – им казалось интересным сделать уникальную модель, равную которой не будет в мире. В итоге УАЗ Ягуар превзошёл техзадание.

amfibiya_uaz_yaguar_na_doroge.jpg

Для примера, в документации было требование об уровне плавучести – водитель и 600 кг или 7 человек. УАЗ-3907 же держался на воде при полной загрузке плюс тонну к обозначенной в техническом задании.

Второй момент – плавучесть при неспокойной воде. Согласно документации, амфибия должна была переплывать не только озёра, но и реки. «Ягуар» же выдерживал качку в два бала. Чтобы понимать это лучше, можно привести пример одного испытания. УАЗ-3907 проплыл из Ульяновска до Астрахани и обратно – а это около 3 тысяч километров.

Скорость амфибии на воде составляла 9 км/ч. Запас хода при этом удивлял – плыть «Ягуар» мог около 300 часов. Всё благодаря гребным винтам, расположенным между колёсными арками, но выше уровня заднего моста. Такая конструкция позволила обходиться автомобильным рулевым управлением. Поворачивая колёса, амфибия разворачивалась.

dno_yaguar.jpg

По дорогам «Ягуар» передвигался примерно так же, как УАЗ-469. Ничего удивительного – базу взяли от этого автомобиля. Двигатель с объёмом 2,5 литра и мощностью 75 л. с. КПП даже первые прототипы получили улучшенную – четырёхступенчатую, но с синхронизаторами всех передач.

motor_uaz_yaguar.jpg

Особенности кузова и салона

На дороге УАЗ-3907 не сильно отличался от стандартного внедорожника. Да, милитаризованный, но на фоне того же Land Rover из 1980-х он особо не выделялся. Для военных это плюс – противник не заподозрит, что это амфибия.

panel_uaz_yaguar.jpg

«Ягуар» – это тентованная модель. Спереди расположены два кресла – для водителя и пассажира. Сзади скамейки вдоль бортов. Подобная конструкция упрощает перевозку грузов, в том числе и длинномерных.

salon_uaz_yaguar.jpg

Передние фары расположены в герметичных отсеках. Дверные ручки позаимствовали у «Нивы».

Готов в серию

Специально для «Ягуара» организовали отдел амфибий. Денег на разработку не жалели, считали, что можно постараться. Даже после начала «перестройки» казалось, что новый УАЗ заинтересует не только военных, но и гражданских.

Но армия внезапно отказалась от новинки, хоть её и приняли на вооружение. То есть, они готовы были покупать новые амфибии, но только по факту их наличия. А денег на запуск новой модели у руководства завода УАЗ не было.

А ведь амфибию бы покупали коммерсанты, коих к 1990 году в стране хватало. Да и за рубежом запросы были. Тем более, обеспеченные охотники и рыболовы даже в СССР ждали, когда «Ягуар» пойдёт в серию. Это же мечта, заменяющая моторный катер, способная добраться до воды своим ходом из любого города.

Так уникальная модель, прошедшая все испытания и готовая в серию, осталась «за бортом». Благо, несколько «Ягуаров» сохранилось до наших дней, причём они на полном ходу.

Справка

УАЗ – российский производитель полноприводных автомашин: лёгких грузовиков, внедорожников и микроавтобусов.

Ранее мы писали про Tinger Track 2 – российский вездеход-трансформер, который сможет покорить любые направления.

Также рассказывали про «народный» универсальный недорогой вездеход АГ-24 от создателя «Шерпа».

Фото: YouTube.com


Почитать еще