Внедорожный советский грузовик КАЗ-4540 – задуман лучшим, чем ГАЗ-66, но получился не очень
Особенно относится это к грузовикам, которых сейчас много на вторичном рынке. ЗИЛ-131, Урал-4320, ГАЗ-66 – это легенды Советского Союза, актуальные до сих пор.
А вы знали, что в Грузинской ССР тоже был свой внедорожный грузовик? Выпускался он на заводе в Кутаиси и назывался КАЗ-4540. Автомобиль должен был стать конкурентом ГАЗ-66. Более того, грузинский грузовик имел для этого всё необходимое. А почему не так не случилось, расскажет редакция carsweek.ru.
Перспективное производство
Автомобильный завод в Кутаиси был построен в конце 1940-х годов. Изначально там занимались сборкой грузовиков ЗИС, позже ЗИЛ. Но с 1951 года, то есть, с начала запуска конвейерной сборки, их называли КАЗ – чтобы гордость местных конструкторов не сильно страдала.
Впрочем, грузинские инженеры прекрасно понимали, что никакого полномасштабного производства у них нет. Сборка из машинокомплектов стороннего завода – это не повод для гордости. Поэтому в конце 1950-х они разработали собственную модель грузовика.
Автомобили назвали «Колхида», были они бескапотные, то есть, более маневренные в условиях работы в городах и на стройках. Основные узлы и агрегаты поставляли с Завода имени Лихачёва, но внешне грузовики КАЗ не имели ничего общего с ЗИЛ.
Казалось бы, вот оно, счастье! Тем более, что основными версиями «Колхид» разных поколений были тягачи. Да и бескапотные кабины радовали водителей простором. Жаль только, что качество сборки автомобилей из Кутаиси было даже более чем отвратительным. Не всегда спасала даже полная переборка новой машины по прибытию на базу покупателя – туда же нужно было ещё как-то добраться своим ходом из Грузии.
Сделаем лучшую модель
Конструкторам КАЗ пренебрежительное отношение к своим грузовикам не нравилось. Они же вкладывали в них душу, а то, что сборка была отвратительной – так это уже рабочие виноваты. Поэтому они решили сделать идеал, равных которому в Советском Союзе не существовало – КАЗ-4540.
Многие считают, что это конкурент ГАЗ-66 «Шишиге». Внешне и по проходимости похоже на правду, вот только предназначение у грузовиков было разным. ГАЗ-66 создавали не просто для военных, а для десантников. Только из-за стечения обстоятельств этот грузовик оказался на гражданском рынке.
КАЗ-4540 к военным не имел никакого отношения. Эта внедорожная модель предназначалась для работы в условиях «глухой» сельской местности, где обыкновенным грузовикам было сложно.
История появления
Есть мнение, что руководство завода КАЗ вообще не заинтересовалось разработкой перспективного автомобиля. Настояли на этом конструкторы, которые связались с НАМИ и «посеяли» идею там. А уж в институте быстро разработали и построили несколько опытных автомобилей бескапотной компоновки.
В любом случае, руководству Грузинской ССР идея понравилась. Ведь шутки про «Колхиды», способные возить в гору только лавровый лист, имели под собой основание. Мощности двигателей ЗИЛ им не хватало, да и на высоте они работали не всегда корректно.
Основная задача для нового грузовика сельскохозяйственного назначения – это упрощение логистической цепочки. То есть, автомобиль должен забирать продукцию прямо с поля и везти её на конечный склад.
Чтобы обеспечить такую задачу в сложных ландшафтных условиях Грузинской ССР, нужен был полный привод, кузов типа самосвал с разгрузкой на три стороны, возможность буксировки полноразмерного прицепа. Последний пункт требовал дизельного двигателя.
После появления опытных образцов в НАМИ, грузовики передали в Кутаиси. Там их немного переделали, доработали, и создали свои предсерийные образцы. В 1982 году удалось запустить конвейерное производство. КАЗ-4540 стал самой современной моделью завода.
В НАМИ знают далеко не всё
Несмотря на постоянные жалобы на качество грузовиков КАЗ, разрабатывали их амбициозные конструкторы. КАЗ-4540 после НАМИ пришлось доделывать с учётом предстоящей сельскохозяйственной эксплуатации.
Например, автомобиль получил гидроусилитель руля. Учитывая, что это среднетоннажник, многие считали, что такая опция является излишней. Но конструкторы КАЗ смогли убедить руководство, что ГУР поможет работать более эффективно.
Трансмиссия получила новые синхронизаторы. Это помогло грузовику двигаться рядом с работающим комбайном с его скоростью, не подъезжая и не останавливаясь. Кстати, многие современные самосвалы на такое не способны.
ШРУСы тоже переделали – заменили шарики на диски, что увеличило ресурс в несколько раз. А все основные узлы и агрегаты должны были выхаживать минимум по 200 тысяч километров. От системы централизованной подкачки колёс отказались. Но шины имели особую конструкцию – внедорожной направленности.
Самое интересное – это специально разработанный прицеп, увеличивающий грузоподъёмность КАЗ-4540 с 6 до 15 тонн, то есть, на 150 %.
Кабину переделывать не стали – благодаря её вынесу вперёд, удалось достичь идеальной развесовки между осями. А ещё внутри водителю и пассажиру просторно. Остекление получилось почти панорамным, что обеспечивало идеальную обзорность.
Технические нюансы
Дизельный двигатель для КАЗ-4540 разрабатывали на Ярославском моторном заводе специально. Это ЯМЗ-642, созданный на основе КАМАЗ-740. Чтобы уместить его в среднетоннажник, от восьмицилиндрового мотора «отрезали» два «горшка». Получился силовой агрегат с объёмом 8,14 литра, развивающий 160 л. с.
Коробка передач у КАЗ-4540 оригинальной конструкции. Она не примыкает к двигателю, а расположена ближе к середине шасси. Благодаря этой особенности, агрегат легче обслуживать и ремонтировать. КПП восьмиступенчатая, предусмотрена раздаточная коробка.
Подвески у грузовика рессорные, спереди дополненные гидравлическими амортизаторами. Тормоза барабанные на все колёса, с пневматическим приводом.
Создавая КАЗ-4540, инженеры из Кутаиси замахнулись на полный цикл производства. На заводе даже мотор делали для этого грузовика. Поэтому серийный выпуск автомобиля был скорее номинальный – мелкими партиями.
«Перестройка» почти остановила процесс наращивания объёмов производства. А развал СССР и вовсе поставил крест на КАЗ-4540. Впрочем, поштучно машины выпускали вплоть до 2001 года.
Уникальные грузовики изредка встречаются на рынке б/у. Брать их не рекомендуется, ведь оригинальные запчасти достать очень сложно. Просят за них от 350 тысяч рублей, в большинстве случаев заводской двигатель уже заменён на более распространённый дизель.
Справка
КАЗ-4540 представлял собой двухосную автомашину повышенной проходимости, компоновка — «кабина над двигателем».
Ранее мы писали, как в СССР из грузовиков ГАЗ автобусы делали.
Также рассказывали, как выбрать дешёвый грузовик на российском рынке б/у.
Фото: Youtube.com, auto.ru