Главная / Автоновости / Автоновости в мире

Советский прорыв под капотом: почему мотор ВАЗ-2101 был современнее итальянского оригинала

CarsWeek рассказал, почему мотор ВАЗ-2101 был современнее оригинала
Классические заднеприводные автомобили ВАЗ до сих пор колесят по дорогам.
Поделиться:
Советский прорыв под капотом: почему мотор ВАЗ-2101 был современнее итальянского оригинала

Причём не только российским и стран бывшего Советского Союза – попадаются такие машины и далеко за рубежом. При этом считается, что ничего хорошего в ВАЗовской классике нет – она проблемная, гниющая, лишённая комфорта.

Но, если разобраться, какая иномарка сможет проездить 50 лет, если это не коллекционный редкий экземпляр? А «Жигулей», выпущенных в 1970-х годах в продаже до сих пор много. И большинство из них на ходу, что удивительно!

Самый первый ВАЗ в истории – это «Копейка» с индексом 2101. Автомобиль, сделанный по лицензии Fiat. Сейчас считается, что итальянскую модель в СССР переделали – в угоду местным техническим возможностям. Соответственно, она стала хуже.

Но это далеко не так. ВАЗ-2101 был доработан, глобально улучшен. Даже двигатель у него более современный, чем у Fiat 124. Именно об этом сегодня и расскажет редакция carsweek.ru.

Не лучший выбор

Решение о постройке современного автомобильного завода принимало правительство СССР. Конструкторы в обсуждениях не участвовали – их просто поставили перед фактом. А ведь МЗМА, так в 1966 году назывался АЗЛК, имел в то время множество опытных интересных моделей.

Увы, преклонение перед всем заграничным сыграло роль. Было решено заключить контракт с Fiat. Хотя, руководствовались тут скорее тем, что итальянцы сразу обещали всё необходимое оборудование, чертежи и помощь.

Перед тем, как запустить ВАЗ-2101, Fiat 124 протестировали. Оказалось, что для советских условий эксплуатации этот автомобиль не слишком подходит. Во-первых, ходовая у него слабая, больше на асфальт рассчитанная. Во-вторых, машина разрабатывалась с учётом итальянского климата. В-третьих, конструкторам мотор нижневальный не понравился.

Советские инженеры имели доступ к зарубежным автомобильным журналам. Да и на заводе Fiat они бывали неоднократно. Поэтому их возмутил безалаберный подход к покупке лицензионного автомобиля. Итальянцы уже вовсю разрабатывали верхнераспредвальные двигатели. Но СССР они планировали продать устаревший мотор.

Мы всё исправим, но потом

Советские инженеры сумели убедить своё руководство, что будущим «Жигулям» нужен современный двигатель с верхним расположением распредвалов OHC, а не нижним OHV. Но у Fiat такого ещё не было. При этом автомобильный завод в СССР требовалось запустить максимально быстро – он уже строился.

Итальянцы начали паниковать – многомиллионный контракт мог сорваться! Поэтому они предложили запустить производство ВАЗ-2101 с нижневальным двигателем. А потом, года через три, они продадут оборудование для верхневального силового агрегата.

На это не согласились советские экономисты – это же огромные убытки. Опять платить итальянцам, закупать новое оборудование. А старое куда девать – выбрасывать? В общем, решили запускать ВАЗ-2101 только с верхневальным двигателем.

motor_vaz_2101.jpg

Битва за моторы

Основными авторитетами в СССР были конструкторы МЗМА. Главным среди них являлся Андронов, который отказывался ставить подпись несмотря на давление итальянских чиновников по политической линии.

Главный конструктор МЗМА уже работал над моторами М-412, которые позже назвали УЗАМ-412. Они были верхневальными, более того, партия опытных образцов уже демонстрировалась на испытаниях.

2101.jpg

В итоге сторонам всё же удалось договориться. Итальянцы согласились доработать свой мотор, но с чугунным блоком без гильз. По факту, для СССР они реализовали свою перспективную верхневальную разработку в ускоренном темпе.

Хитро придумано!

Новый двигатель остался при том же рабочем объёме – 1,2 литра, но геометрия силового агрегата изменилась. Ход поршней стал меньше, но диаметр цилиндров увеличился. Советские конструкторы сразу поняли, какую выгоду из этого можно извлечь.

Различные варианты комбинирования хода поршней и диаметра цилиндров позволяли расширить гамму двигателей в диапазоне от 1,2 до 1,6 литра. Более того, 1,5 заставили разрабатывать итальянцев – в рамках соглашения над запуском «Жигулей» более высокого класса – ВАЗ-2103.

Партнёры и тут пытались облегчить себе работу. Они предложили советским инженерам ещё более интересный двигатель – с двумя распредвалами. Но от него отказалась – мотор не укладывался в процесс унификации. Пришлось специалистам Fiat увеличивать объём стандартного силового агрегата с 1,2 до 1,5 литра.

И ради чего всё это было?

Казалось бы, какой смысл советским конструкторам настаивать на более современном двигателе, если автомобилей в стране не хватало и их бы в любом случае раскупали? Во-первых, машины планировали продавать за рубежом, лишний запас «современности» точно не помешал бы.

Во-вторых, завод строили с нуля, поэтому смысла экономить на конструктивно устаревших моторах не было. Тем более, что силовые агрегаты с верхним расположением распределительного вала получились более компактными и простыми в производстве.

raz_motor_2101.jpg

В-третьих, новые двигатели оказались более мощными, да и форсировались проще. Соответственно, автомобили с такими моторами были динамичней.

После того как глобально переработанный ВАЗ-2101 был готов для запуска в серию, автомобиль ещё раз сравнили с оригинальным Fiat 124. Как оказалось, мотор советской «Копейки» превосходит фиатовский в тяге, динамике и максимальной скорости.

Конечно, не обошлось без минусов. Технические возможности нового автомобильного завода немного не успевали за прогрессом. Тем более, итальянцы ещё не отработали производство верхневального мотора.

В итоге распредвал получился не самым качественным. Его кулачки обычно не выхаживали 80 тысяч километров пробега. Это более чем на 50 % меньше заявленного ресурс мотора. У тех же «Москвичей» подобной проблемы не было. Ситуацию с качеством изготовления распредвала исправили только в начале 1980-х.

В любом случае, советские конструкторы были правы, отказавшись от нижневального мотора. При этом в конце 1960-х это был смелый шаг, ведь большинство известных мировых производителей на этот тогда ещё не решались.

А ВАЗ-2101, как и заднеприводная классика более поздних моделей, продолжает колесить по российским дорогам.

Справка
ВАЗ-2101 — советский заднеприводный легковой автомобиль с кузовом типа седан.

Ранее мы писали, как российский легковой мотор «шеснарь» от ВАЗ стал легендой.

Также рассказывали про обновленный Niva Travel с новым мотором 1.8 литра.

Фото: Youtube.com, zr.ru
Почитать еще