Главная / Автоновости / Автоновости в мире

Не только «Жигули» – на каких легковых иномарках ездили советские граждане

Редакция CarsWeek рассказала, какие иномарки можно было встретить в СССР.
Поделиться:
Не только «Жигули» – на каких легковых иномарках ездили советские граждане
Советские легковые автомобили разнообразием не отличались. Хотя, были представлены сразу в нескольких категориях, начиная от самых бюджетных «Запорожцев», заканчивая желанными «Волгами». Правда, последние в свободную продажу не поступали, но некоторым гражданам вся же удавалось их приобрести. 

А ведь по дорогам СССР катались и легковые иномарки, причём встречались они с самого появления государства рабочих и крестьян и вплоть до его развала. Сегодня редакция «carsweek.ru» раскроет страницы истории и расскажет про «советские» Mercedes-Benz, Renault и даже Rolls-Royce.

Первые иномарки в СССР

Началось всё с образования нового государства. Иномарки в Российской империи имелись, причём были даже легковые автомобили собственной сборки – это знаменитый Руссо-Балт. Соответственно, всё, что сохранилось после свержения старой власти, перешло РСФСР. Своих автомобилей тогда ещё не было – впереди маячила Гражданская война.

Официально, первая зарубежная иномарка в РСФСР – это Rolls-Royce. На нём передвигался Владимир Ильич Ленин. Но эта машина уже была в России, а принадлежала она изначально царской семье. Вполне возможно, что в РСФСР привозили иномарки различные «нэпманы», коих в стране было немало в 1920-х. Но, по понятным причинам, в официальную статистику эти автомобили не попадали. 

Поэтому первой иномаркой, попавшей уже в СССР, стал Renault Владимира Маяковского. Этот автомобиль поэт привёз из Парижа, как говорят, по личной просьбе Лили Брик. После этого иномарки начали покупать знаменитости – балерины и писатели.
Например, оперная певица Антонина Нежданова водила Ford-A. Балерина Лепешинская выбрала мощный Ford V8. Для знаменитостей купить иномарку было несложно – эти автомобили часто привозили после мировых турне и гастролей.
Закупали легковые машины за границей и для государственных деятелей, силовых структур. А что делать оставалось – своих же не производили.

В первой половине 1930-х ситуация поменялась, ведь появились советские легковые автомобили ГАЗ. Кстати, они тоже скопированы с Ford-A. Серийное производство собственных моделей стартовало в 1932 году. После этого иномарки стали попадать в СССР буквально в единичных экземплярах.



Трофейная техника

Зарубежные легковые автомобили массово начали поставлять в Советский Союз после начала ленд-лизовских поставок. Предназначались они в первую очередь для высшего командного состава Красной Армии. Конечно, компактные внедорожники были далеки от понятия роскоши, но имелись у военных и отечественные автомобили – ГАЗ М-1, например.

Уже после первых боёв в Советском Союзе начали появляться роскошные легковые иномарки немецких брендов. Например, Mercedes-Benz, Volkswagen, Opel, BMW, Horch и даже Maybach. Многие из этих автомобилей послужили Красной Армии, а потом были привезены в СССР в качестве трофейной техники.

Иномарка во второй половине 1940-х годов в Советском Союзе – это было дело привычное. Такие автомобили встречались даже в сёлах, где проживали военные в запасе. Жаль только, что деталей на немецкие иномарки в СССР не выпускали. Поэтому любая поломка могла вывести их из строя.

Списанные автомобили покупали простые граждане, не боящиеся трудностей. Они превращали машины в неких «монстров», состоящих из деталей от разных моделей.



Иномарки до второй половины 1960-х

Постепенно легковые автомобили, привезённые в 1945 году, выходили из строя. Сохранились только редкие экземпляры, хранящиеся у запасливых людей в гаражах, ведь на них почти не ездили.

К тому времени количество отечественных легковушек увеличилось в разы. Иномарки стали считаться признаком роскоши. Они по-прежнему попадались на улицах крупных городов, но номера на этих автомобилях были иностранные. Ездили на них дипломаты и почётные гости СССР. 

Личные иномарки имелись в те годы только у знаменитостей, например, Юрий Гагарин ездил на Matra Bonnet Djet V. Верхушка ЦК КПСС тоже иногда использовала машины зарубежных брендов. Но для большинства советских граждан, в том числе и артистов, иномарки стали непозволительной роскошью.



Времена правления Брежнева

Леонид Ильич пришёл к власти в 1964 и оставался на посту до 1982 года. При нём ситуация с зарубежными легковыми автомобилями была примерно той же, что и раньше. За исключением, пожалуй, чрезмерной привязанности Брежнева к заграничной технике. 

Первому руководителю государства иностранные дипломаты нередко дарили иномарки. Воспользовавшись этим, некоторые советские артисты тоже начали покупать такие автомобили. Больше всех повезло Высоцкому – он успел покататься на личных BMW, Mercedes-Benz и Renault. 

«Ценные» советские граждане, регулярно выезжающие за границу по работе, тоже в теории могли приобрести иномарку. Но как её обслуживать и где искать запчасти? Проблем с этим не было только у дипломатов, партийной элиты и людей, связанных с криминалом.

Что примечательно, в середине 1970-х в Советском Союзе была даже одна официальная станция технического обслуживания для легковых иномарок. Находилась она в московском районе Медведково. Вот только попасть туда было сложно. Автомобили дипломатов обслуживал гараж Управления делами дипкорпуса.

А ещё иномарки часто требовали бензин с высоким октановым числом. Не получая нужного по руководству топлива, двигатели машин быстро приходили в негодность.

Новые советские реалии

Примерно во второй половине 1980-х ситуация с иномарками в СССР резко изменилась. Михаил Сергеевич Горбачёв, новый лидер государства, хотел дружить с капиталистическими странами. Соответственно, отношение к покупке вещей из-за границы резко поменялось. 

Это дало возможность морякам и военным привозить иномарки. Что они и делали сначала для себя, а потом и на продажу. Это было «золотое дно», позволяющее заработать в несколько раз больше от изначально потраченной суммы. А после развала СССР бывшие в употреблении иномарки хлынули в Россию нескончаемым потоком. Но это уже совсем другая история…



Ранее наш портал рассказывал о редких российских внедорожниках, о которых мало кто знает.  

Фото: wikipedia
Почитать еще