Главная / Автоновости / Автоновости в мире

Советский вездеход ЗИЛ-4904 – такое ощущение, что детали для него искали в цехе мясорубок

Портал CarsWeek рассказал про советский вездеход ЗИЛ-4904
Внедорожники разных размеров и форматов в современной России традиционно любят.
Поделиться:
Советский вездеход ЗИЛ-4904 – такое ощущение, что детали для него искали в цехе мясорубок

Не то, чтобы настоящими вездеходами владели все поголовно. Но большинство водителей мечтают иметь подобный, «сворачивая» шеи, когда эта техника проезжает по дороге.

Советский Союз в этом плане отличился на фоне капиталистических стран. Вездеходов в СССР делали много. И речь сейчас не об УАЗ-469 и даже не о грузовиках, вроде ЗИЛ-131 и ГАЗ-66. Разговор про уникальные вездеходы, часто болотоходы и амфибии.

Такие в Советском Союзе активно выпускали небольшими партиями, подгоняя для конкретных условий эксплуатации. Кроме серийных, в разы было больше опытных моделей. Некоторые из них до сих пор восхищают или заставляют рот открыть от удивления.

Сегодня редакция carsweek.ru расскажет про уникальный советский вездеход ЗИЛ-4904. Эта модель в серию не пошла. Но конструкторы довели её до конвейера. Уникальность техники в том, что она на шнековом ходу. Это значит, что вместо колёс или гусениц использованы как бы детали от огромных промышленных мясорубок.

Истоки

Вездеходы на шнековом ходу кажутся нелепыми и фантастическими. А ведь на заре автомобилестроения такие модели существовали. Более того – они конкурировали с техникой на колёсном ходу. Ведь во второй половине XIX века изобретатели ещё не знали, какое направление им выбрать и что будет в итоге приносить баснословные барыши.

Шнеки «для мясорубок» – типичный винт Архимеда. Этот древнегреческий инженер, математик и учёный даже не подозревал, что основная деталь его водоподъёмной машины будет использована сначала в мясорубках, а потом и для движения транспортных средств.

Самым древним автомобилем на шнеках считается вездеход Якоба Мората. Он получил патент на эту технику в 1868 году. Сделал он машину или нет – история умалчивает. А вот в царской России вездеход на шнеках появился уже в начале XX века.

Но всё это опытные образцы изобретателей-мечтателей. Практического применения для этой техники не было – уж очень она примитивная и специфическая. Только в 1929 году зафиксирована первая попытка запуска шнекохода в серию. Это Snow Machine, он же Snow Devil от некогда известной компании Fordson.

По названию понятно, что нечто вроде снегохода. По сути – типичный трактор на шнековом ходу. Его даже запустили в мелкосерийное производство. Машина могла передвигаться по любой поверхности, включая болота и снег.

Советская модель

В СССР свой шнекоход решили разработать и запустить в серию во второй половине 1960-х. Занималось моделью конструкторское бюро ЗИЛ под руководством Грачёва. Инженер считал, что подобная концепция имеет право не только на жизнь, но и на серийное производство.

Конечно, никто не рассчитывал, что «мясорубка» будет передвигаться по дорогам общего пользования. Это должен был быть уникальный плавающий вездеход, способный покорить самые труднодоступные уголки Советского Союза.

zil-4902.jpg

Опытную модель назвали ЗИЛ-4904. Основное её предназначение – использование в тайге и на Крайнем Севере. Предлагали эксплуатацию шнекоротороходов и специальными службами, занимающимися поисками заблудившихся людей. В случае необходимости, вездеходы могли помочь и в эвакуации космонавтов с места посадки.

Для конструкторов шнекоходы были новой и неизведанной техникой. Опытные экземпляры ЗИЛ-4904 подготовили в 1972 году.

Техника на грани фантастики

Самое главное и сложное в разработке новой модели – это шнеки. На первый взгляд кажется, что они сделаны из цельных металлических болванок. О каких болотах, а тем более преодолении водных преград можно говорить?

zil-4902-na-vode.jpg

Но конструкторы всё предусмотрели. Во-первых, шнеки алюминиевые. Во-вторых, они полые. Вот и получается, что «мясорубки» наоборот помогают технике держаться на воде – как поплавки. При этом сплав отличается прочностью.

Каждый из двух шнеков имел диаметр полтора метра. Длина – 6 м. Несмотря на условную лёгкость, шнеки всё равно разрушали любое дорожное покрытие. Поэтому вездеход рекомендовано использовать вдали от цивилизации, где есть только направления.

Двигателей у ЗИЛ-4904 два – по одному на каждый шнек. Моторы одни из самых мощных на то время – от грузовых автомобилей марки «Урал». Тем более, что эти силовые агрегаты производились на Заводе имени Лихачёва и известны они под индексом ЗИЛ-375.

Двигатели V8 имеют рабочий объём 7,0 литра и развивают мощность 180 л. с. Каждый мотор отвечает за свой шнек – так проще было сделать ходовку. Несмотря на то, что силовые агрегаты бензиновые, их всё равно оснастили предпусковыми обогревателями. Дело в том, что вездеходы предполагалось эксплуатировать в тайге и на Крайнем Севере.

Трансмиссия у ЗИЛ-4904 оригинальная – по одной бортовой передаче на каждый шнек. Чтобы повернуть, нужно притормаживать один из винтов. Зато маневренность изумительная – можно сразу катиться в бок с места.

zil.jpg

Кузов у ЗИЛ-4904 водонепроницаемый, стальной. При этом кабина из стеклопластика – ей не страшна ржавчина. Несмотря на то, что вездеход водоплавающий, предусмотрена аварийная система откачки воды.

Снаряжённая масса ЗИЛ-4904 – 7 тонн. При этом грузоподъёмность 2,5 т. А вот расход топлива, даже по ТТТХ, огромен – 1 литр на 1 км пробега. Зная, какие «прожорливые» двигатели ЗИЛ-375, можно предположить, что в реальных условиях бензина понадобится ещё больше.

Как он едет?

Главная особенность ЗИЛ-4904 – это уникальная проходимость. А вот скорость у техники небольшая – до 16 км/ч по суше и до 10,5 км/ч по воде. Остановить шнекоход могли только крутые горы и обрывы. В остальном технике было всё равно, где передвигаться.

Во время испытаний выяснилось, что ЗИЛ-4904 превосходит все известные советские вездеходы, включая гусеничные модели. Но серийной техника не стала. Главная проблема – это высокая стоимость. Ведь специальный конвейер для шнекохода никто строить не желал – это мелкосерийная и специфическая техника.

Второй нюанс – габариты и проблемы с доставкой. Своим ходом ЗИЛ-4904 может доехать только в теории. Во-первых, он медленный. Во-вторых, расход топлива большой. В-третьих, вездеход разобьём все дороги своими «мясорубками».

Было решено запустить в серию компактные шнекоходы – такими стали ЗИЛ-2906, о них мы расскажем в одной из следующих статей. 

Справка
Шнекохо́д — вездеход, движение которого осуществляется посредством шнекороторного движителя.

Ранее мы писали про российский вездеход-трансформер Tinger Track 2, который изготовили для покорения любых направлений.

Также рассказали про российский "Русак" на водороде, котороый проезжает 500 км.

Фото: YouTube.com, zr.ru

Почитать еще