Советский вездеход ЗИЛ-4904 – такое ощущение, что детали для него искали в цехе мясорубок
Не то, чтобы настоящими вездеходами владели все поголовно. Но большинство водителей мечтают иметь подобный, «сворачивая» шеи, когда эта техника проезжает по дороге.
Советский Союз в этом плане отличился на фоне капиталистических стран. Вездеходов в СССР делали много. И речь сейчас не об УАЗ-469 и даже не о грузовиках, вроде ЗИЛ-131 и ГАЗ-66. Разговор про уникальные вездеходы, часто болотоходы и амфибии.
Такие в Советском Союзе активно выпускали небольшими партиями, подгоняя для конкретных условий эксплуатации. Кроме серийных, в разы было больше опытных моделей. Некоторые из них до сих пор восхищают или заставляют рот открыть от удивления.
Сегодня редакция carsweek.ru расскажет про уникальный советский вездеход ЗИЛ-4904. Эта модель в серию не пошла. Но конструкторы довели её до конвейера. Уникальность техники в том, что она на шнековом ходу. Это значит, что вместо колёс или гусениц использованы как бы детали от огромных промышленных мясорубок.
Истоки
Вездеходы на шнековом ходу кажутся нелепыми и фантастическими. А ведь на заре автомобилестроения такие модели существовали. Более того – они конкурировали с техникой на колёсном ходу. Ведь во второй половине XIX века изобретатели ещё не знали, какое направление им выбрать и что будет в итоге приносить баснословные барыши.
Шнеки «для мясорубок» – типичный винт Архимеда. Этот древнегреческий инженер, математик и учёный даже не подозревал, что основная деталь его водоподъёмной машины будет использована сначала в мясорубках, а потом и для движения транспортных средств.
Самым древним автомобилем на шнеках считается вездеход Якоба Мората. Он получил патент на эту технику в 1868 году. Сделал он машину или нет – история умалчивает. А вот в царской России вездеход на шнеках появился уже в начале XX века.
Но всё это опытные образцы изобретателей-мечтателей. Практического применения для этой техники не было – уж очень она примитивная и специфическая. Только в 1929 году зафиксирована первая попытка запуска шнекохода в серию. Это Snow Machine, он же Snow Devil от некогда известной компании Fordson.
По названию понятно, что нечто вроде снегохода. По сути – типичный трактор на шнековом ходу. Его даже запустили в мелкосерийное производство. Машина могла передвигаться по любой поверхности, включая болота и снег.
Советская модель
В СССР свой шнекоход решили разработать и запустить в серию во второй половине 1960-х. Занималось моделью конструкторское бюро ЗИЛ под руководством Грачёва. Инженер считал, что подобная концепция имеет право не только на жизнь, но и на серийное производство.
Конечно, никто не рассчитывал, что «мясорубка» будет передвигаться по дорогам общего пользования. Это должен был быть уникальный плавающий вездеход, способный покорить самые труднодоступные уголки Советского Союза.

Опытную модель назвали ЗИЛ-4904. Основное её предназначение – использование в тайге и на Крайнем Севере. Предлагали эксплуатацию шнекоротороходов и специальными службами, занимающимися поисками заблудившихся людей. В случае необходимости, вездеходы могли помочь и в эвакуации космонавтов с места посадки.
Для конструкторов шнекоходы были новой и неизведанной техникой. Опытные экземпляры ЗИЛ-4904 подготовили в 1972 году.
Техника на грани фантастики
Самое главное и сложное в разработке новой модели – это шнеки. На первый взгляд кажется, что они сделаны из цельных металлических болванок. О каких болотах, а тем более преодолении водных преград можно говорить?

Но конструкторы всё предусмотрели. Во-первых, шнеки алюминиевые. Во-вторых, они полые. Вот и получается, что «мясорубки» наоборот помогают технике держаться на воде – как поплавки. При этом сплав отличается прочностью.
Каждый из двух шнеков имел диаметр полтора метра. Длина – 6 м. Несмотря на условную лёгкость, шнеки всё равно разрушали любое дорожное покрытие. Поэтому вездеход рекомендовано использовать вдали от цивилизации, где есть только направления.
Двигателей у ЗИЛ-4904 два – по одному на каждый шнек. Моторы одни из самых мощных на то время – от грузовых автомобилей марки «Урал». Тем более, что эти силовые агрегаты производились на Заводе имени Лихачёва и известны они под индексом ЗИЛ-375.
Двигатели V8 имеют рабочий объём 7,0 литра и развивают мощность 180 л. с. Каждый мотор отвечает за свой шнек – так проще было сделать ходовку. Несмотря на то, что силовые агрегаты бензиновые, их всё равно оснастили предпусковыми обогревателями. Дело в том, что вездеходы предполагалось эксплуатировать в тайге и на Крайнем Севере.
Трансмиссия у ЗИЛ-4904 оригинальная – по одной бортовой передаче на каждый шнек. Чтобы повернуть, нужно притормаживать один из винтов. Зато маневренность изумительная – можно сразу катиться в бок с места.

Кузов у ЗИЛ-4904 водонепроницаемый, стальной. При этом кабина из стеклопластика – ей не страшна ржавчина. Несмотря на то, что вездеход водоплавающий, предусмотрена аварийная система откачки воды.
Снаряжённая масса ЗИЛ-4904 – 7 тонн. При этом грузоподъёмность 2,5 т. А вот расход топлива, даже по ТТТХ, огромен – 1 литр на 1 км пробега. Зная, какие «прожорливые» двигатели ЗИЛ-375, можно предположить, что в реальных условиях бензина понадобится ещё больше.
Как он едет?
Главная особенность ЗИЛ-4904 – это уникальная проходимость. А вот скорость у техники небольшая – до 16 км/ч по суше и до 10,5 км/ч по воде. Остановить шнекоход могли только крутые горы и обрывы. В остальном технике было всё равно, где передвигаться.
Во время испытаний выяснилось, что ЗИЛ-4904 превосходит все известные советские вездеходы, включая гусеничные модели. Но серийной техника не стала. Главная проблема – это высокая стоимость. Ведь специальный конвейер для шнекохода никто строить не желал – это мелкосерийная и специфическая техника.
Второй нюанс – габариты и проблемы с доставкой. Своим ходом ЗИЛ-4904 может доехать только в теории. Во-первых, он медленный. Во-вторых, расход топлива большой. В-третьих, вездеход разобьём все дороги своими «мясорубками».
Было решено запустить в серию компактные шнекоходы – такими стали ЗИЛ-2906, о них мы расскажем в одной из следующих статей.Справка
Шнекохо́д — вездеход, движение которого осуществляется посредством шнекороторного движителя.
Ранее мы писали про российский вездеход-трансформер Tinger Track 2, который изготовили для покорения любых направлений.
Также рассказали про российский "Русак" на водороде, котороый проезжает 500 км.
Фото: YouTube.com, zr.ru
