Легендарный ВАЗ-2108 – как Porsche и FIAT «Зубило» вместе в СССР разрабатывать помогали
Пройдя через множество модификаций, модель снята с конвейера в 2004, а если считать ВАЗ-2113, то в 2013 году.
По российским дорогам катается ещё немало «Восьмёрок». Большинство из тех, что на ходу, попадается в основном в сельской местности. Но популярен ВАЗ-2108 и среди любителей шоссейно-кольцевых гонок. Дело в том, что этот автомобиль идеально подходит для тюнинга. Тем более, по слухам, его разработали с помощью инженеров Porsche. Вот с этим и разберутся сегодня автоэксперты carsweek.ru.
А ведь это седан
Сейчас ВАЗ-2108 называют трёхдверным хэтчбеком, и никто не сомневается в этой формулировке. Но когда прототип представили комиссии в СССР, назвали её именно седаном.
Споры о том, каким автомобилем считать «Восьмёрку», разгорелись нешуточные. Например, в НИМИ будущий ВАЗ-2108 назвали купе. Главный конструктор ВАЗ представил машину трёхдверным двухобъёмным седаном.
А всё дело в том, что в конце 1970-х, когда разработали «Восьмёрку», система классификации автомобилей в Советском Союзе имела совсем иной вид. Про купе знали, а вот хэтчбеки – это было что-то непонятное большинству, в том числе и для руководства Министерства автомобильной промышленности.
Седаном машину назвали не просто так. Дело в том, что свеж был ещё в памяти неудачный опыт «Москвича» в кузове купе. Тогда сказали, что это автомобиль «буржуйской направленности» – советским гражданам такой не нужен. Вот и перестраховались.
Первые контакты СССР с Porsche
Мало кто в курсе, но Советский Союз пытался наладить сотрудничество с Фердинандом Порше ещё в 1930-х. Сам Сталин пригласил знаменитого промышленника в Москву. Цель визита – показать, насколько далеко СССР продвинулся в индустриализации и договориться о сотрудничестве.
Более того – Фердинанду Порше предложили полную независимость и свободу действий в Советском Союзе. Главное, чтобы немец наладил выпуск автомобильных и танковых двигателей, естественно, не бесплатно.
Но фабрикант отказал. Поэтому двигатели разрабатывали на основе американских. Благо, Генри Форд и другие магнаты из США оказались более сговорчивыми.
Вторая попытка
В 1973 году советская компания «Автоэкспорт» поделилось опасениями с руководством завода АЗЛК. Спрос на «Москвичи» в капиталистической Европе падает, нужно срочно что-то делать. Напомним, что около половины этих автомобилей шло за границу.
Москвич-412, несмотря на низкую в Европе цену для своего класса, терял позиции на рынке. Доработки автомобилей в СССР – это долгий процесс. Да и новая модель, которую в то время разрабатывали, в техническом плане не несла особых изменений. Поэтому руководство «Автоэкспорта» предложило услуги компании Porsche.
Немцы были уверены в успехе. Они за свои средства разработали рестайлинг Москвича-412. Но на АЗЛК проект забраковали, заявив, что они в состоянии сделать свой автомобиль. Так появился Москвич-2140.
Специалисты Porsche были уязвлены. Но в 1975 году глава компании сумел подписать договор с Министерством автомобильной промышленности СССР. И опять «Автоэкспорт» попросил модернизировать модель – на этот раз ВАЗ-2103.
Смешно, но ситуация повторилась. От «Жигулей» в исполнении Porsche отказались, решив запустить в серию свою модель – ВАЗ-2106. Немецкую разработку посчитали слишком дорогой и сложной для серийного производства.
В этот раз руководство Porsche были довольны. Они учли ошибки прошлого, прописав в трёхлетнем контракте с 1976 по 1978 годы сумму вознаграждения 1,5 млн немецких марок. Кроме своей версии ВАЗ-2103, немцы разработали и «Ниву» с алюминиевыми кузовными деталями.
Удачная попытка
В начале 1980 года руководство АВТОВАЗа однозначно решило создать новое, переднеприводное семейство автомобилей. Начали с ВАЗ-2108, и именно эту модель инженеры Porsche должны были помочь запустить в серию.
Понятно, что производителю спортивных автомобилей в новинку разрабатывать бюджетный хэтчбек с малолитражным двигателем 1,3 л. Для ускорения процесса решили подключить третьего участника – компанию FIAT. Вернее, одно из её подразделений под брендом UTS.
Работа закипела. Три партнёра трудились в ускоренном темпе, посылая инженеров в командировки друг к другу. Все результаты испытаний новых агрегатов, изменения конструкции и прочие нюансы сразу же сообщались. Не просто так, а с взаимным обменом технической документацией.
Так появился ВАЗ-2108, в СССР сразу же получивший народное прозвище «Зубило». Но дизайн для 1984 года передовой – в Европе тогда такие формы были на пике популярности.
Что касается двигателя, то его собрали на АВТОВАЗе, а специалисты Porsche серьёзно доработали. После этого мотор стал мощнее, экономнее, надёжнее и тише. Для СССР это был революционный силовой агрегат.
Специально для СССР
Изначально перед инженерами Porsche поставили нетипичную для них задачу. Новый советский автомобиль, несмотря на легковую сущность, должен быть подготовлен чуть ли не для бездорожья.
Поэтому опытные ВАЗ-2108 перед отправкой на конвейер проверили на самых сложных трассах зимой и летом. Автомобили проехали в общей сложности около 100 тысяч километров каждый, причём при экстремальных высоких и низких температурах.
После каждых испытаний партнёры из Porsche ставились в известность о необходимости доработки очередных узлов и агрегатов. Как немцы вспоминали, советская сторона оказалась в разы дотошнее представителей европейских и американских брендов.
Зато после запуска ВАЗ-2108 они гордо высказались, что преодолели все политические дрязги, оказавшись выше этого. Дескать, установили партнёрство между Востоком и Западом.
Есть мнение, что плодотворное сотрудничество с Porsche продолжалось бы и дальше, не развались Советский Союз. И кто знает, какими бы стали тогда автомобили ВАЗ сейчас.
Что касается ВАЗ-2108, то данная платформа «жива» до сих пор – актуальная Лада Гранта тому подтверждение.
Справка
ВАЗ-2108 «Спутник» («зубило») — советский и российский переднеприводный автомобиль с кузовом типа трёхдверный хетчбэк.
Ранее мы писали, что АвтоВАЗ сделал выбор: всего один новый проект вместо десятков Lada.
Фото: Youtube.com, drom.ru