Новости в мире / 30 Ноября, 2025 г. Автор: Ксения Казеева

Москвич-412 – провал или легендарная слава советского автомобилестроения


В советское время любой владелец автомобиля имел определённый статус.

Даже хозяин «Запорожца» стоял в иерархии несоизмеримо выше простого пешехода. Что касается «Волги», то это был тяжёлый люкс с соответствующим пафосом.

Самым же народным, при этом не удостаиваясь насмешек, был «Москвич». Достаточно странный автомобиль, который мог бы стоять в иерархии на ступеньку выше «Жигулей», но увы, с рядом конструктивных архаичностей.

Сегодня редакция автопортала carsweek.ru расскажет историю и особенности самого массового «Москвича» – модели с индексом 412. Эти машины до сих пор встречаются на российских дорогах, чаще в сельской местности. Тем более, что проходимость машины удивляет.

Не скромный, двуликий

Москвич-412 появился в продаже в 1968 году, хотя представили его чуть раньше. Зато, чтобы обеспечить большее количество страждущих водителей, выпуск наладили не только в Москве, но и в Ижевске под брендом ИЖ.

Новинкой Москвич-412 назвать сложно – сразу видно, что дизайн у него от 408-ой модели. Фатальная ошибка производителя, ведь во время разработки автомобиля ещё не существовало «Жигулей». Так что руководство могло «выбить» финансирование на полностью новую модель. Тем более, что прототипы были.

Но увы, решили скорее выпустить Москвич-412 именно в таком виде. А дальше уже завод АЗЛК выступал в роли отстающего от ВАЗ. И даже 2141 не смог исправить ситуацию, хотя этот автомобиль однозначно выше классом семейства LADA.

Дизайн

Внешне Москвич-412 выглядит интересней своего ближайшего конкурента – ВАЗ-2101. Много хрома, «плавники» сзади в американском стиле, красивая радиаторная решётка, зеркала и оптика.


Задумка и работа дизайнеров – выше всяких похвал. Жаль только, что автомобиль считался бюджетным и производили его гонясь за количеством. Качеством сборки машины не отличались. Многие водители до сих пор с ворчанием вспоминают про криво висящие на петлях двери, огромные зазоры, часто позволяющие заглянуть в нутро машины.

Кстати, считалось, что в Ижевске 412 модель собиралась качественней. Правда это или нет – сложно сказать. Просто статус оборонного предприятия якобы обязывал рабочих ответственно относиться к труду. В любом случае, все Москвичи-412, вне зависимости от места сборки, люфтили и скрипели везде, где это только возможно.

Конечно, автомобили постепенно дорабатывали, но особенно с этим никто не заморачивался. Ведь Москвичи-412 и так разбирали. Более того, часть из них поставляли за рубеж, в ранние годы до 50 %.


Кстати, на некоторые автомобили ставили не только круглые, но и квадратные фары. Последние считались лучшими, так как поставляли их из ГДР. Именно машины с такой оптикой принято называть экспортными, ведь их отправляли за границу. Но иногда и в СССР продавали. Их стремились «достать», ведь сборка там всегда отличалась высоким качеством.


А как внутри?

Салон автомобиля – это смесь архаичности, бюджетности и некого американского дизайна из 1960-х. Изначально передняя панель аскетично сверкала металлом. С годами её закрыли пластиком, причём мягким.


Приборка тоже менялась. Сначала панель ставили от Москвича-408, потом на ней появилась новая разметка до 160 вместо 140 км/ч. Считается, что это самый красивый и стильный элемент, с овалами.


Вторая приборная панель самая популярная – со строгими прямоугольниками. Третья ставилась в основном на заводе АЗЛК, отличается круглыми «колодцами». Последние тоже встречались в обрамлении металла или пластика.

К сожалению, обогреватель салона остался на уровне Москвича-408. Зимой в автомобиле было откровенно холодно. Так что водитель и пассажиры верхнюю одежду не снимали. Зато у Москвича-412 был оригинальный быстросъёмный приёмник, который мог работать и автономно – на батарейках.

Технические особенности

Главное отличие Москвича-412 от предшественника – это полностью новый двигатель. Силовой агрегат верхневальный верхнеклапанный, ГРМ у него цепной. Объём мотора – почти 1,5 литра, мощность – 75 л. с.


Многие говорили, что конструкторы АЗЛК решили продолжить традиции, в очередной раз скопировав двигатель БМВ. Ведь первые послевоенные «Москвичи» – это доработанные немецкие автомобили.

Да, при разработке моторов УЗАМ-412 ориентировались на баварский силовой агрегат. Но отечественный двигатель сделан лишь по мотивам, да и изменений много, чтобы считать это копией.

Силовые агрегаты УЗАМ-412 имели высокий запас прочности. После доработок, с них получалось снимать до 120 л. с. Именно по этой причине спортсмены в СССР часто использовали эти двигатели.

Система питания у Москвича-412 карбюраторная. Владельцы жаловались на этот узел, он не отличался надёжностью. Когда карбюратор К-126 заменили на ДААЗ, проблем стало в разы меньше.

Коробку передач на Москвич-412 ставили только механические четырёхступенчатые. Главные отличия от предыдущей модели – появление синхронизаторов и напольный рычаг переключения. Напомним, что у Москвича-408 для этого использовалась подрулевая «стрекоза».

В любом случае, доработанная МКПП для нового мотора не слишком подходила. Но других вариантов у конструкторов просто не было. Поэтому длинные ходы рычага, отсутствие чёткости переключений – это норма для Москвича-412.

Шасси автомобиля устаревшее – с задней рессорной подвеской. Конструкторам удалось найти баланс между комфортом, проходимостью и грузоподъёмностью.

Тормоза у Москвича-412 барабанные, но, в отличии он 408-ой модели, появился гидровакуумный усилитель. Как обычно, новая система оказалась недоработанной, поэтому течи – это норма. Зато останавливался автомобиль лучше.

Судьба

Появившись в 1968 году, Москвич-412 стал бестселлером не только в СССР, но и далеко за его пределами. Благодаря выступлениям в ралли, про эту модель узнали в капиталистической Европе и неплохо покупали.

Трагедия автомобиля в том, что он не смог вовремя уйти с конвейера. Выпускали Москвич-412 до 1997 года, то есть, уже в России. К тому времени модель считалась устаревшей и «пенсионерской».

Сейчас купить Москвич-412 в России можно на рынке б/у. Машина пока не ценится – за комплектные экземпляры на ходу просят от 50 тысяч рублей.

Справка

Москвич-412 — советский и российский авто, выпускавшийся на заводе МЗМА в Москве, и с 1967 по 1997 год на Ижевском автомобильном заводе в Ижевске.

Ранее мы писали про советский Москвич-2141 Aleko, который должен был быть круче автомобиля LADA.

Фото: Youtube.com, drive2.ru