Новости в мире / 23 Ноября, 2025 г. Автор: Ксения Казеева

Самая первая и забытая «Буханка» – история редкого УАЗ-450


УАЗ СГР больше известен среди российских водителей как «Буханка».

Он же имел индекс 452 до 1985 года, потом поменяв его, согласно новой классификации. Но сейчас почти никто не помнит про УАЗ-450.

А ведь именно это была первая «Буханка», выпускаемая с 1958 по 1965 годы. Для своих лет современный автомобиль с уникальной проходимостью. Выпущено их было сравнительно немного – около 55 тысяч экземпляров. Именно об этой модели редакция carsweek.ru сегодня и расскажет.

Специальное задание

История Ульяновского автомобильного завода тесно связана с Великой Отечественной войной. Именно во время её начала производственные мощности ЗИС эвакуировали в Ульяновск. Там начали собирать грузовики разных моделей – от ЗИС до ГАЗ.

В 1954 году стартовала новая эра для завода УАЗ – сборка внедорожных автомобилей. Сначала там выпускали ГАЗ-69 из машинокомплектов. Через пару лет уже перешли на собственные детали, став полноценным производством.

ГАЗ-69 в первую очередь предназначались военным. Но последние ещё в 1954 году требовали фургоны, и именно полноприводные – в идеале на шасси «Козлика». Конечно, выполнить поставленную задачу поручили Ульяновскому автомобильному заводу, как предприятию, специализирующемуся на внедорожниках.

Нюансы проекта

К разработке инженеры-конструкторы УАЗ приступили, заручившись поддержкой НАМИ. Именно последние предложили два варианта развития проекта. Первый – это создание капотного автомобиля на шасси ГАЗ-69. Достаточно простой путь, предполагающий из коренных изменений лишь переделать раму. Второй вариант оказался сложнее – разработка автомобилей бескапотной компоновки. Так, мол, сейчас велят мировые тенденции.

Конструкторы были уверены, что военные забракуют все эти «буржуазные веяния». Но произошло обратное – бескапотный УАЗ понравился. В первую очередь потому, что такие транспортировать проще по воздуху. В итоге пришлось начинать с нуля.


Первый дизайн прототипа сделали в НАМИ. Там явно ориентировались на европейские микроавтобусы, сделав будущий УАЗ-450 стильным. Машину не просто разработали на бумаге – в НАМИ собрали прототип.

Военные сразу забраковали внедорожник, узнав, в какую сумму он им обойдётся, если пойдёт в серию. Им требовались максимально бюджетные, но при этом надёжные модели.

Конструкторы Ульяновского автомобильного завода решили ориентироваться на УАЗ-69. Не в плане дизайна, а для того, чтобы дать военным именно то, что им нужно. Они запросили прототип и всю техническую документацию на него и начали упрощать всё, что можно.

Что касается внешности, то на бумаге создали несколько десятков эскизов. Победил вариант Шемарина – это и был будущий УАЗ-450.

Утвердив проект, на Ульяновском автомобильном заводе приступили к созданию прототипа. Его и показали военным, приложив и примерные финансовые расчёты. Заказчику машина понравилась – как по простоте конструкции, так и по предполагаемой стоимости.

Нужна полноценная платформа

Вскоре на УАЗ прибыло техническое задание. Согласно ему, предприятию поручалось разработать сразу несколько моделей, начиная от бортового грузовичка, заканчивая фургонами и микроавтобусами. Все автомобили должны были базироваться на единой платформе и отличаться повышенной проходимостью.

Первая опытная партия УАЗ-450 была готова в 1957 году. После прохождения заводских испытаний их отправили покорять Памир, Каракумы и прочие труднодоступные уголки советской страны.


В процессе автопробега опытные УАЗ-450 показали себя надёжными. Несмотря на жёсткую эксплуатацию, все они финишировали. Возникающие в дороге поломки оперативно устраняли собственными силами. Это намекало на то, что в армии машины будут ремонтировать сами солдаты после прохождения краткосрочных курсов.

Серийное производство

В 1958 году появляется первая модификация УАЗ-450. Только это был не долгожданный военными фургон, а лёгкий полноприводный бортовой грузовичок, предназначенный для гражданского рынка.


Объясняется это просто – конструкторам требовалось осваивать серийное производство, выпускать первые партии автомобилей, которые проверялись бы в реальных условиях. Текущие мощности завода позволяли собирать только опытные фургоны – детали для них гнули вручную. Никаких пресс-форм ещё не имелось.

После бортовых грузовичков УАЗ-450Д появляются цельнометаллические фургоны. Это и была базовая модель, без всяких литер в индексе. Через некоторое время наладили выпуск штабных микроавтобусов УАЗ-450Б и санитарных 450А.


Последним в линейке стал стандартный пассажирский фургон на 11 мест. Он в серию так и не пошёл – было решено выпустить эту версию уже в следующем поколении. А ещё на заводе делали заднеприводные модификации в разных типах кузова.

Было и несколько экспериментальных моделей, в серию не пошедших. Это УАЗ-450И, который должен был доставлять сельским механизаторам горячую еду прямо в поле и 450ИО – для животноводов. В линейке опытных модификаций имелись даже седельный тягач УАЗ-450П и электрокар УАЗ-450ЭМ.


Конструктивные особенности

УАЗ-450 выпускался с 1958 по 1966 годы. Цельнометаллический кузов автомобиля имел три двери – водительскую, пассажирскую и заднюю. Последняя распашная, двухстворчатая. Внутри кузова имелась перегородка, отделяющая кабину от грузового отсека. Она заодно выполняла и роль силового элемента.


Двигатель у УАЗ-450 во всех модификациях безальтернативный, он так и назывался – УАЗ-450. Это рядный четырёхцилиндровый силовой агрегат с рабочим объёмом 2,4 литра. Мощность – 62 л. с.

Коробка передач, как и мотор, производилась на Ульяновском автомобильном заводе. Это трёхступенчатая МКПП. В паре с ней работала раздатка.

Самой популярной версией УАЗ-450 неожиданно стала санитарная машина. Изначально она разрабатывалась для военных. 


Но оказалось, что этой модификации нет равных и в сельской местности. Поэтому автомобиль продолжили собирать для гражданских медиков.

1966 год стал последним для УАЗ-450. Модель подверглась настолько масштабной модернизации, что превратилась в новую – УАЗ-452. Последняя выпускается до сих пор – теперь она называется СГР, то есть, старый грузовой ряд.

Справка
УАЗ-450 («Буханка») — советский малотоннажный развозной автомобиль, серийно производившийся на Ульяновском автозаводе с 1958 по 1965 год.

Ранее мы писали про уникальную УАЗ "Буханка" с невероятными доработками, которые сделали в Германии.

Фото: Youtube.com