Главная / Автоновости / Автоновости в мире

Забытый автомобиль СССР: секрет КИМ-10 и его настоящий прототип

Этот советский автомобиль должен был опередить время:КИМ-10 был лучше "Москвича"
Как СССР хотел запустить в серию КИМ-10 — компактную машину, созданную с помощью Ford, и почему проект не стал массовым.
Поделиться:
Забытый автомобиль СССР: секрет КИМ-10 и его настоящий прототип
В 1930-х годах в СССР заговорили о доступных машинах для обычных граждан. В то время машины продавали лишь по специальным разрешениям – писателям, ученым, актерам. Самой "демократичным" авто считался ГАЗ-М1, известный как "эмка": большой, мощный, но с высоким топливным расходом.



Идея создать компактную модель для частных лиц витала в воздухе, но реализовалась лишь в 1939-м, когда правительство поручило Московскому заводу имени КИМ заняться этим проектом. Завод уже собирал грузовики ГАЗ, и теперь ему предстояло освоить легковушку. Редакция CarsWeek сравнила КИМ-10 с Ford Prefect.


Выбор прототипа: почему британский Ford стал основой?

Инженеры изучили аналоги Европы: Austin Ten и Morris Ten, FIAT 508C, а также Ford Eifel/Prefect. Выбор пал на модель Prefect 1938 года. Почему? Ford был уважаемой маркой в СССР, так как бренд помогал построить Горьковский автозавод. Британский вариант выглядел современнее и привлекательнее немецкого Eifel, хотя конструкции были схожи. Советские конструкторы и дизайнеры не просто копировали: они адаптировали дизайн под свои вкусы, чтобы машина соответствовала местным представлениям о комфорте и практичности.


Конструкция КИМ-10: что позаимствовали и что изменили?

Рама для советской машины пришла не от Prefect, а от более простой модели Ford Anglia 1939 года – двухдверного седана с меньшей массой. Это было логично, ведь КИМ также хотели сделать с двумя дверями, что позволяло сэкономить на металле.

Колесная база совпадала с Prefect – 2286 мм, но снаряженный вес вышел больше на 55 кг (840 кг), поэтому рама получилась прочнее. Кузов дорабатывали тщательно: предсерийное авто выглядело современнее ГАЗ-М1 и ЗИС-101, напоминая Prefect, но с отличиями.



Например, вместо ребер сбоку и дверях добавили двухчастное ветровое стекло, форточки в передних дверях, новую радиаторную облицовку. Задняя часть отличалась: у КИМ багажник можно было открывать вверх, а у британца вниз, и был удобнее – запасное колесо положили внутри, без отдельной ниши.

Салон КИМ-10 по тем меркам был комфортным: обивка из хорошей ткани, богатая приборная панель с часами – все скопировано с Prefect 1939 года. Мотор и трехступенчатая коробка передач – точные копии фордовского аналога: четырехцилиндровый двигатель на 1,17 л, мощью 30 "лошадей".



Для СССР такой показатель был отличный; к примеру, послевоенный "Москвич-400" на базе Opel Kadett с мотором 1,07 л демонстрировад всего 23 "лошадей". Блок цилиндров использовали в европейских Ford до 1960-х.

Шасси было вполне современным: зависимые подвески на поперечных рессорах, механические тормоза – неновое решение для компактных машин того времени. Хотя в Европе некоторые модели уже перешли на гидравлику, для советских условий простота была преимуществом: легче производить и обслуживать.


Прототипы и доработки: от двухдверки к четырехдверному варианту

В 1940 году появились первые прототипы: закрытый КИМ-10-50 и открытый КИМ-10-51. Автомобиль выглядел гармонично и прогрессивно, но на кремлевском смотре с участием высшего руководства его жестко раскритиковали. В итоге решили создать четырехдверную версию по образцу Opel Kadett – получилась модель КИМ-10-52.

Она сохранила основу от двухдверки, но добавили ребра жесткости, убрали лючки для вентиляции, сделали ветровое стекло цельным, а петли дверей – внутренними. Приборную панель упростили: пара круглых циферблата, как у предвоенных Opel, без часов – это позже появилось на "Москвиче-400".



Несмотря на критику, весной-летом 1941-го завод собрал 369 двухдверных машин из готовых деталей, которые поступили из США (штампы кузовов для купе, седана и кабриолета заказали там). Это была временная мера, но война остановила все. В общей сложности выпустили меньше 1000 экземпляров, включая прототипы. КИМ-10 стал первым советским авто для частников, но его судьба оказалась трагичной – производство свернули, а после войны предпочли "Москвич-400" на базе Opel Kadett.


Почему КИМ-10 не стал хитом: уроки истории

Эта машина могла стать прорывом – простой, недорогой компакт с прогрессивными элементами, такими как наружный багажник и комфортный салон. Но бюрократия, война и выбор в пользу импортных аналогов без глубокой переработки погубили проект. Инженеры знали, что копировать можно силовую часть, но кузов и дизайн нужно адаптировать.

В итоге КИМ-10 остался в истории как невезучий предшественник "народного" автомобиля, напоминающий, как амбиции сталкиваются с реальностью. Сегодня такие истории вдохновляют на размышления о том, что могло бы быть, если бы не война и не строгие указы сверху.

Ранее мы писали, почему Волга ГАЗ 22 была мечтой элиты: история и факты.

Фото - drive2.ru.

Почитать еще