Забытый болид КамАЗа: как 48-килограммовый карт из СССР покорил сердца и удивил американцев
КамАЗ строил не только грузовики: 48-килограммовый болид, покоривший СССР
Как завод КамАЗ, известный грузовиками, создал уникальный 48-килограммовый карт с 3 педалями, который превзошел всех конкурентов и вызвал восторг за океаном.
Поделиться:
Когда мы говорим о КамАЗе и автоспорте, в голове сразу возникают образы могучих грузовиков, мчащихся по пустыням Дакара. Но мало кто знает, что в 80-х годах прошлого века этот гигант машиностроения занимался кое-чем совершенно другим: созданием крошечного детского карта, который стал настоящей сенсацией и был признан лучшим в СССР! Это одна из тех забытых историй советского инженерного гения, которая заслуживает того, чтобы о ней вспомнили.
Именно тогда, в стенах автозавода, появилась амбициозная идея: произвести собственный, "камазовский" гоночный болид для подрастающих спортсменов. За основу был взят уже зарекомендовавший себя на международных стартах карт КС-81-83 класса «Пионер». Так, в 1984 году, появился на свет легендарный КамАЗ-КП-3.
Не удивительно, ведь за созданием этого карта стояли колоссальные производственные возможности КамАЗа. Завод мог позволить себе самые современные технологии, что позволяло создавать уникальные детали: от сложной рамной формы, которая критически влияет на управляемость, до стильного обрезиненного руля и штампованных педалей.
Болид выделялся яркой заводской окраской и выглядел по-настоящему "боевым". Единственным элементом, требовавшим доработки, был двигатель – его закупали извне, и он немного отставал от общего уровня технологичности. Кстати, о характеристиках: сухая масса карта составляла всего 48 кг, а его двухскоростной двигатель объемом 49,8 куб. см развивал мощность от 2 "лошадей" при степени сжатия 7,7-8,5.

К этому моменту опытное производство КП-3 наладили на Заводе ремонта моторов, и по трассам страны гоняли около полутысячи этих машин. Существовали планы по налаживанию серийного производства, но, к сожалению, вмешались внутризаводские конфликты и приоритеты основного производства. Несмотря на шквал заявок от спортивных секций, масштабный выпуск так и не состоялся.
Эта глава в истории КамАЗа, где гигант из Набережных Челнов создает миниатюрный, но выдающийся гоночный болид для детей, остаётся ярким свидетельством инженерной изобретательности и страсти к скорости. Это не просто страница истории, а напоминание о том, как смелые идеи могут рождаться в самых неожиданных местах.
Ранее мы писали о Волге ГАЗ 22: легендарный универсал СССР — история, характеристики и владельцы-звёзды.
Источник. Фото - drive2.ru.
От детского кружка до заводского проекта
История началась с простого увлечения. Конструкторы КамАЗа, питая страсть к автоспорту, решили направить её в необычное русло – детское картинговое движение. Этот "дымный и шумный" вид досуга быстро пришёлся по душе юным пионерам. Всего за пять лет секция разрослась до полутора сотен юных гонщиков, а клуб ДОСААФ при заводе был отдан под их нужды.Именно тогда, в стенах автозавода, появилась амбициозная идея: произвести собственный, "камазовский" гоночный болид для подрастающих спортсменов. За основу был взят уже зарекомендовавший себя на международных стартах карт КС-81-83 класса «Пионер». Так, в 1984 году, появился на свет легендарный КамАЗ-КП-3.
КамАЗ-КП-3: советский прорыв
Тот же 1984 год стал годом триумфа. Пять прототипов КамАЗ-КП-3 были испытаны на Всесоюзных соревнованиях в Прибалтике, и результат превзошёл все ожидания. Юные картингисты и их тренеры из различных секций единогласно назвали его лучшим среди всех советских аналогов, опередив даже признанных лидеров из Латвии, Армении и Украины.Не удивительно, ведь за созданием этого карта стояли колоссальные производственные возможности КамАЗа. Завод мог позволить себе самые современные технологии, что позволяло создавать уникальные детали: от сложной рамной формы, которая критически влияет на управляемость, до стильного обрезиненного руля и штампованных педалей.
Болид выделялся яркой заводской окраской и выглядел по-настоящему "боевым". Единственным элементом, требовавшим доработки, был двигатель – его закупали извне, и он немного отставал от общего уровня технологичности. Кстати, о характеристиках: сухая масса карта составляла всего 48 кг, а его двухскоростной двигатель объемом 49,8 куб. см развивал мощность от 2 "лошадей" при степени сжатия 7,7-8,5.

Международное признание и производственные вызовы
В 1989 году, модель вновь продемонстрировала свое превосходство, но уже на международной арене. На товарищеской гонке между юными спортсменами из США и СССР все карты были предоставлены КамАЗом. Американские картингисты были в полном восторге: их поразило наличие полноценной коробки передач и трёх педалей, в отличие от их собственных, куда более "простых" машин с двумя педалями "вперёд-назад".К этому моменту опытное производство КП-3 наладили на Заводе ремонта моторов, и по трассам страны гоняли около полутысячи этих машин. Существовали планы по налаживанию серийного производства, но, к сожалению, вмешались внутризаводские конфликты и приоритеты основного производства. Несмотря на шквал заявок от спортивных секций, масштабный выпуск так и не состоялся.
Эта глава в истории КамАЗа, где гигант из Набережных Челнов создает миниатюрный, но выдающийся гоночный болид для детей, остаётся ярким свидетельством инженерной изобретательности и страсти к скорости. Это не просто страница истории, а напоминание о том, как смелые идеи могут рождаться в самых неожиданных местах.
Ранее мы писали о Волге ГАЗ 22: легендарный универсал СССР — история, характеристики и владельцы-звёзды.
Источник. Фото - drive2.ru.
