ВАЗ-2106 – советская и российская легенда, покоряющая сердца до сих пор
Модель оказалась настолько удачной, что выпускалась ещё долгие годы после развала СССР в России. Сегодня редакция автопортала carsweek.ru расскажет историю ВАЗ-2106, раскроет его технические особенности и причины популярности до сих пор.
Модернизация люкса для его удешевления
В начале 1970-х на Волжском автомобильном заводе выпускали три модели ВАЗ – 2101, 2102 и 2103. Первая была базовым седаном, вторая универсалом на его основе, а третья – люксовой моделью.

ВАЗ-2103, она же «тройка», не просто так ценилась выше. Это полноценный люкс, с обилием хрома и дизайнерских решений. Вот только последние удорожали производство, плюс серьёзно тормозили его, что и являлось главным недостатком в советских реалиях.
В 1974 году ВАЗ-2103 захотели модернизировать. Убрать часть хрома, упростить светотехнику. Заодно автомобиль доработали, внедрив ряд более современных технологий. Модернизация затянулась, постоянно что-то меняли. Поэтому к конвейерному производству модернизированный ВАЗ-2103 был готов только в 1976 году.

Да вот беда – «рестайлинг» оказался уж очень непохожим на «тройку». Поэтому решили оформить автомобиль как новую модель, присвоив ей индекс 2106. И это была первая машина, созданная инженерами ВАЗ самостоятельно.
Особенности кузова
Внешне «шестёрка» изменилась достаточно существенно, но добились этого «малой кровью». Кузов получил только одно серьёзное отличие – заднюю панель багажника. Это пришлось сделать для установки новых фонарей. Заодно ниша под номерной знак появилась.

Все остальные изменения были косметическими и не требовали менять технологию производства кузовных панелей. Автомобиль получил иную радиаторную решётку, окантовку передних фар, новую оптику.
Особенно интересны задние фары. Это единый блок, соединивший всю оптику, включая даже подсветку номерного знака.
Кузов по габаритам вообще не изменился. Разве что новые бамперы добавили по несколько сантиметров в длину каждый. Молдинги упростили, но хромированные элементы на ранних «шестёрках» ещё были, от них начали избавляться в процессе последующих модернизаций.
Что касается коррозийной устойчивости, то с ней у автомобилей ВАЗ всегда имелись проблемы. Но советские «шестёрки», выпущенные до середины 80-х, до сих пор иногда встречаются в неплохом состоянии по кузову.
Салон
ВАЗ-2103 выглядел куда богаче, чем «копейка». Казалось бы, что упрощение модели должно сказаться и на внутреннем убранстве. Но нет, сохранив интерьер, инженеры ВАЗ добавили 2106 опций.

Например, на центральной консоли появилась панель с прикуривателем. Металл в салоне закрыли пластиком и дверными картами. Последние украсили тиснёным орнаментом.
Убрали примитивный омыватель лобового стекла с ножной кнопкой и мягкой ёмкостью под капотом. Вместо этого появился привычный современным водителям бачок с электронасосом. Включался омыватель подрулевым переключателем.
Кресла водителя и переднего пассажира доукомплектовали подголовниками. Правда, смысла от них не было – спинки слишком короткие. На заднем диване появился откидной подлокотник, которыми раньше комплектовались только экспортные ВАЗ-2103.
Даже в багажнике ВАЗ-2106 полностью закрыли металл. Запасное колесо тоже спрятали под чехлом. Получается, что «шестёрка» оказалась более люксовой, чем её предшественник.
Технические особенности
Главным достижением советских конструкторов при разработке ВАЗ-2106 стал новый двигатель. Мотор «тройки» и так был лучшим в семействе, но для «шестёрки» его усовершенствовали. Силовой агрегат расточили с 1,5 до 1,6 литра. Кстати, на ранние ВАЗ-2106 ставили ДВС с индексом 2103.

Мощность двигателя 2106 возросла с 77 до 80 л. с. Это почти не повлияло на максимальную скорость, ведь дополнительный объём увеличил крутящий момент на низких оборотах. Теперь автомобиль разгонялся уверенней, да и в грязи проходимость машины увеличилась.
Коробки передач на ВАЗ-2106 изначально ставили четырёхступенчатые. Их доработали для нового мотора. После модернизации КПП получила более короткие передачи. Сцепление тоже пришлось усиливать из-за возросшего крутящего момента. Это сделали за счёт увеличения площади фрикционных накладок.
После запуска в серийное производство заднеприводных моделей ВАЗ второго поколения, ВАЗ-2106 получил новую коробку передач – пятиступенчатую. После этого максимальная скорость возросла, а расход топлива немного снизился.
Что касается подвески, то она у всех автомобилей ВАЗ первого поколения, начиная от ВАЗ-2101, почти идентичная. Но на «тройке» и «шестёрке» применялись мягкие радиальные шины, плюс эти автомобили были тяжелей. Поэтому на ходу «люксовые» машины казались более комфортными.
Глобальное ухудшение
В 1980 году произошло знаковое для всех советских автолюбителей событие – появление второго семейства заднеприводных ВАЗ. Модель 2105 внешне оказалась более современной и стильной. Через два года появился ВАЗ-2107 – люксовая версия «пятёрки».
После этого начался путь деградации ВАЗ-2106. Потеряв место флагмана, модель стали упрощать и удешевлять в производстве. Для начала заменили карбюратор «Вебер» на «Озон». Последний оказался проблемным. Потом стали постепенно избавляться от хрома и катафотов.
Процесс внешнего упрощения затянулся до 1990-х годов. Потом взялись за салон, убрав велюр, дерево и стильные часы. Однажды даже молдинги убрали, выпустив пробную партию таких автомобилей – это было уже в России.
ВАЗ-2106 оставался на конвейере до 2005 года включительно. Это был самый устаревший автомобиль в линейке производителя, даже «Ниву» выпустили позже на год – в 1977 г.
Парадокс – начав свой путь люксовым автомобилем, «шестёрка» ушла с конвейера в качестве устаревшей и бюджетной машины, не соответствующей реалиям и уровню безопасности. Зато выпустили ВАЗ-2106 различных модификаций в количестве более 4,3 миллиона экземпляров.
Купить сейчас «шестёрку» несложно – на российском рынке б/у около 1 400 предложений. Стоимость за варианты на условном ходу стартует от 40 тысяч рублей. И автомобили покупают, ведь они дают возможность ездить с минимальными вложениями, а ремонтируются своими руками.
Справка
ВАЗ-2106 «Жигули» — советский и российский заднеприводный автомобиль III группы малого класса с кузовом типа седан, выпускавшийся Волжским автомобильным заводом с 1976 по 2001 год.
Ранее мы писали, что в России старый ВАЗ-2106 собираются продать за 9,9 млн рублей.
Фото: ru.wikipedia.org
