Главная / Автоновости / Автоновости в мире

Первый «Запорожец» в истории или как в СССР скопировали Fiat 600

Редакция CarsWeek рассказала про первый «Запорожец» в истории
Почти все советские граждане мечтали о легковом автомобиле.
Поделиться:
Первый «Запорожец» в истории или как в СССР скопировали Fiat 600

Не важно, имели они права или нет – главное, чтобы хоть у кого-то в семье необходимые документы имелись. Конечно, мечталось о «Волге», но радовались почти всем моделям, начиная от «Москвича», заканчивая ВАЗ.

Странно, что «Запорожец» как-то особой любовью не пользовался. Конечно, этот автомобиль тоже в свободной продаже не появлялся, но очередь на ЗАЗ была в разы короче – года два до середины 80-х. Потом его начали предлагать всем желающим. И даже тогда хватало водителей, решавших подождать «Москвич» или ВАЗ, а не брать «Запорожец».

Сложно сказать, почему над владельцами ЗАЗ всегда подшучивали. Видимо, частично это зависть «безлошадных». А вот хозяева этих автомобилей гордились своими машинами, тем более, что проходимость у них оказалась выше, чем у любой советской легковушки.

Даже «Таврия», выглядевшая современнее Москвича-412, не смогла полностью избавить бренд от негатива и насмешек. Но редакция автопортала carsweek.ru сегодня расскажет про «первенца» Запорожского автомобилестроительного завода – ЗАЗ-965.

Fiat нам в помощь!

В середине 1950-х американские автопроизводители состязались, кто сделает машину больше и мощнее. Капиталистическая Европа, только начавшая оправляться от последствий войны, нуждалась в других моделях.

По законам рынка, производители начали выпускать автомобили, пользовавшиеся спросом. Это оказался целый класс малолитражек, точнее, даже микролитражек. А бестселлером продаж стали Fiat 500 и 600 серий.

Советские граждане в середине 1950-х тоже не были избалованы высокими зарплатами. Конечно, узкие специалисты могли покупать даже автомобили ЗиМ, а некоторые и на ЗиС замахивались. Только большинству и «Москвич» был не по карману.

Поэтому «сверху» дали указание НАМИ сделать нечто подобное, доступное и простое в производстве для советских граждан. Причём в качестве образца для подражания выбрали Fiat 600 – он крупнее.

zaz-965.jpg

Кто-то скажет, сравнив итальянскую и советскую малолитражки, что опять наши всё скопировали, причём нагло, без покупки лицензии. Ничего подобного – ЗАЗ-965 полностью отечественный, он только внешне похож на Fiat.

Должен был стать «Москвичом»

Опытные модели, внешне уже напоминающие будущий ЗАЗ-965, называли Москвичами-444. Потом их индекс изменили на 560. Уже на этом этапе стало ясно, что выпуск планируется на заводе МЗМЗ.

Вот только реальность оказалась жестокой – на московском предприятии все конвейеры были заняты. Даже если бы новый запустили, его отдали бы под выпуск Москвича-402. Пришлось искать новый завод, и такой нашёлся в Запорожье.

«Коммунар» собирал комбайны и различное навесное и прицепное оборудование сельхозназначения. «Сверху» решили, что раз такую технику там делают, то малолитражки тем более освоят.

Вот только возможностей производить свои двигатели у «Коммунара», будущего Запорожского автомобилестроительного завода, не было. Поэтому моторы доверили предприятию в Мелитополе, которое перепрофилировали в МеМЗ.

Внешность и салон

Не просто так ЗАЗ-965 назвали «Горбатым». В отличие от Fiat 600, советский автомобиль получил характерную выпуклость сзади. Это вынужденное дизайнерское решение – мотор только так удалось спрятать.

zaz_965_profil.jpg

Задние крылья ЗАЗ тоже отличаются от фиатовских. Если у «итальянца» они имеют характерные выпуклости, то у «Запорожца» гладкие. Всё это сделано для того, чтобы максимально удешевить автомобиль для простых советских граждан. Но при этом не забыли про дизайнерские изыски, ведь машина получилась красивая.

Салон ЗАЗ-965 вроде простейший, но при этом он стильный. Отсутствие подрулевых рычагов компенсировалось тумблерами на центральной панели. Даже отопитель имелся, пускай и специфический – автономный, бензиновый.

zaz_965_salon.jpg

Спереди у автомобиля багажник. Мало того, что он скромных размеров, так ещё и половина пространства занята бензобаком и запасным колесом. Если нужно было транспортировать что-то крупное, приходилось складывать заднее сиденье и класть груз в салон.

Но большинство владельцев «Горбатого» перевозили даже диваны и холодильники. Как им это удавалось? Всё просто – багажник на крыше решал проблему. На аэродинамику это не влияло – машина всё равно не разгонялась более 100 км/ч, даже пустая.

Технические особенности

Мотор для первого запорожца разработали свой, советский. Ничего общего с фиатовской рядной четвёркой он не имел – это V4. Рабочий объём – как у мотоциклов ИМЗ – 750 см3. Мощность силового агрегата – 23 л. с.

zaz_965_motor.jpg

После модернизации, когда появился ЗАЗ-965А, объём двигателя возрос до 0,9 литра. Мощность повысилась до 27 лошадиных сил. Конструкция силового агрегата не изменилась.

Воздушное охлаждение выбрано не просто так – такой ДВС проще. Мелитопольский моторный завод не в состоянии был наладить выпуск двигателей с жидкостным охлаждением.

Конечно, летом ЗАЗ-965 нередко страдал от перегрева. Приходилось следить за тягой. Как только она падала, нужно было останавливаться. В противном случае поршни могли заклинить в цилиндрах.

Зато коробка передач у «Горбатого» была современная для своих лет. Пускай и механическая, зато четырёхступенчатая.

Удивительно, но ЗАЗ-965 разрабатывался с учётом эксплуатации в сельской местности. Это ещё раз доказывает, что от Fiat 600 взят только дизайн, но никак не технические решения. У «Запорожца» была полностью независимая подвеска, да ещё и длинноходная.

Что касается стоимости, то за эти автомобили в России просят от 40 тысяч до 3 млн рублей. Самые дорогие варианты – это полный оригинал после реставрации, или переделки, у которых от ЗАЗ остался только кузов. Тысяч за 300 пока ещё можно найти неплохие экземпляры.

По современным меркам ЗАЗ-965 просто опасен. Решиться использовать такую машину для повседневной эксплуатации способен редкий смельчак. Но зато этот автомобиль однозначно будет привлекать внимание на дорогах. Соответственно, подойдёт на роль машины выходного дня.

Справка

ЗАЗ-965 — советский микролитражный автомобиль, выпускавшийся с 1960 по 1963 год. 965А — выпускалась с ноября 1962 по 1969 год.

Ранее мы раскрыли архивные фото неизвестных прототипов автомобилей ЗАЗ.

Фото: Youtube.com, zr.ru.


Почитать еще