Главная / Автоновости / Автоновости в мире

ЕраЗ-762 – советский грузовой микроавтобус, запомнившийся миллионам водителей

Редакция CarsWeek рассказала про советский грузовой микроавтобус ЕраЗ-762
Советский легковой автопром никогда не радовал разнообразием моделей.
Поделиться:
ЕраЗ-762 – советский грузовой микроавтобус, запомнившийся миллионам водителей

Более того, даже тех машин, которые выпускались десятилетиями, не хватало всем желающим. Приходилось брать, что дают, да и то, даже на «Запорожец» стояли по два года.

Что касается микроавтобусов, то это была практически несбыточная мечта советского водителя. Например, «Рафик» удавалось заполучить единицам, да и то, за валюту, по блату, или списанную машину. С грузовыми моделями ситуация была не лучше. Да и выпускалось их немного – УАЗы да ЕрАЗы. Вот про последний редакция автопортала carsweek.ru сегодня и расскажет. Тем более, что выпускался он только одной модели – с индексом 762.

Для чего?

Несмотря на то, что бензина в СССР до середины 1980-х хватало, его перерасход выливался в огромные по масштабам страны убытки. В 1960-х конная тяга осталась в основном на селе, а в городах использовали автомобили.

Понятно, что больше ста килограммов грузов, кроме пассажиров, никто возить на условной «Волге» или «Москвиче» не будет на постоянной основе. Поэтому для той же транспортировки архивов, канцелярии и так далее использовали грузовики. Приходилось гонять среднетоннажники практически пустыми.

Не хватало небольших фургонов общепиту, почте, различным хозяйственным службам. Да, были «каблуки», но их возможности сильно ограничены. Да и полезный объём фургонов маловат, как и грузоподъёмность.

В начало 1960-х годов в Совете Министров приняли решение срочно что-то делать. Среднетоннажные грузовики требовалось освободить от несвойственной им работы. Ориентируясь на капиталистические страны, Рижской автобусной фабрике дали задание представить фургон.

Появление ЕраЗ-762

Инженеры РАФ быстро справились с поручением. Тем более, что у них был пассажирский микроавтобус, дефицитный и востребованный в СССР. 

Raf.jpg

Чтобы превратить РАФ-977 в фургон, достаточно было сделать кузов без пассажирских стёкол и сидений. Вместо внутренней отделки застелить только пол.

Raf_977_furgon.jpg

Так «родился» РАФ-977К. Первый опытный образец представили в 1962 году. Каких-то серьёзных испытаний не проводилось – ведь модель по сути серийная, только упрощённая. РАФ-977К был готов к конвейерному производству.

Дело за малым – запустить конвейер. Вот только мощности Рижского автобусного завода сделать это не позволяли. Более того, если бы имелась подобная возможность, производитель всё равно не стал бы собирать грузовые фургоны. Пассажирские РАФ были более востребованные.

В те годы в Ереване как раз планировали наладить выпуск автопогрузчиков. Здраво рассудив, что проще перепрофилировать почти готовый завод, там и решили собирать новые микроавтобусы. Так и появился ЕрАЗ-762.

Eraz_762.jpg

Рижские конструкторы понимали, что пассажирская и грузовая модели должны отличаться технически. Поэтому, отправив все документы по РАФ-977К, они заодно посоветовали коллегам из Еревана изучить опыт УАЗ, где собирали «Буханку».

Первые серийные ЕрАЗ-762 выехали из ворот завода в 1967 году. Казалось, это идеальный грузовой микроавтобус.

Проблемы

Как и предрекали инженеры Рижского автобусного завода, сделав из пассажирской модели фургон, производитель столкнулся с определёнными трудностями. Во-первых, шасси ГАЗ-21 легковое, хоть и самое мощное из доступных.

Во-вторых, перевозка пассажиров и грузов – это разные вещи. Поэтому кузову не хватало жёсткости. Исправили данный нюанс весьма самобытно – стальной перегородкой после водительского отсека и деревянными брусками.

Изначально планировалось, что грузоподъёмность фургона окажется около тонны. Но выше 850 кг поднять её не получилось. Впрочем, этого хватало, тем более, что расход бензина снизился вдвое. И это если сравнивать с самым лёгким из среднетоннажных грузовиков – ГАЗ-52.

Особенности местного производства

Пассажирские микроавтобусы РАФ были идеальными, по крайней мере, для советского водителя. Надёжное и неприхотливое шасси ГАЗ-21, кузов, отлично зарекомендовавший себя, да ещё и усиленный, помощь инженеров РАФ и УАЗ.

Увы, особенности местного производства наложили свой отпечаток. Во-первых, Армения была в основном аграрной республикой, потомственных рабочих там оказалось немного. Соответственно, большую часть персонала пришлось набирать «с улицы».

Во-вторых, дисциплина часто «хромала», особенно в сезон сбора фруктов. Мужчины предпочитали зарабатывать на личных приусадебных участках, брали отпуска, писали за свой счёт. Имела место и замена по договорённости, когда работали родственницы женщины или подростки.

Качество сборки ужасало. Перед тем, как ехать на новеньком ЕрАЗ-762 домой, приходилось тратить несколько дней на профилактику машины. Более того, некоторые сборщики не стеснялись оставлять в салоне записки, мол, сам протяни все гайки.

Только крупные партии отправляли заказчикам железнодорожным транспортом. Единичные автомобили гнали своим ходом. Для водителей это становилось настоящим приключением, которое затягивалось на несколько недель.

Но фургонов в СССР не хватало, поэтому за ними приезжали из разных уголков страны. Что касается объёмов производства, то они постоянно росли. Если в первые годы ЕрАЗ выпускал около 250 машин в год, то в 1980-х это количество постепенно выросло до 16 тысяч.

Основные доработки

ЕрАЗ-762 оказался достаточно проблемным автомобилем. Поэтому его постоянно модернизировали. Бывало так, что машины из разных партий отличались.

Raf_977.jpg

В 1971 году все фургоны получили немного видоизменённую внешность – бока украсили выштамповки. Сделали это вовсе не ради эстетики, а для увеличения жёсткости кузова.

В 1976 году предприятие вынуждено отказалось от двигателей ГАЗ-21 – те прекратили выпускать. Пришлось перейти на моторы ГАЗ-24. Через несколько лет этот силовой агрегат модернизировали до ГАЗ-24-01. При этом никакой новой модели, как это случилось у РАФ, в Ереване выпускать не стали.

В 1988 году появляется новая версия ЕрАЗ-762- грузопассажирская. В 1990-х похожие делали в частном порядке, используя стандартные, обычно списанные фургоны.

Найти сейчас ЕрАЗ-762 на ходу сложно – коррозийной стойкостью эти машины не отличались. Да и смысла в покупке мало – коллекционной ценности они не представляют.

Справка

ЕрАЗ-762 — малотоннажный развозной фургон, выпускавшийся Ереванским автомобильным заводом с 1966 по 1996 год, представляющий собой разновидность автомобиля РАФ-977.

Ранее мы писали про РАФ-977 из 1958 года – самая комфортная скорая СССР.

Фото: РБК, ru.wikipedia.org


Почитать еще