Прорыв 1980-х: ЗАЗ, который мог изменить все, но был забыт
Прототипы ЗАЗ, которые могли изменить историю СССР.
Когда мы вспоминаем Запорожский автозавод, в голове сразу возникают образы знакомых "Запорожцев" – маленьких, скромных и порой забавных. Однако за скромными страницами серийного производства скрывается гораздо более увлекательная история.
ЗАЗ, который когда-то назывался "Коммунар", за свою 30-летнюю советскую историю выпустил на конвейер поразительно мало моделей. По сути, серийными стали всего три типа кузовов, воплощенных в ЗАЗ-965 ("Горбатый"), затем в ЗАЗ-966/968 ("Ушастый" и его модификации) и, наконец, в ЗАЗ-1102, который уже получил новое имя – "Таврия".
Но это лишь вершина айсберга! Даже на таком, казалось бы, не самом крупном автозаводе СССР в тайных "закромах" хранились удивительные, редкие и малоизвестные машины – прототипы, которые могли бы кардинально изменить наше представление о Запорожце, но так и не увидели свет.
Эта история о том, как амбиции инженеров столкнулись с реалиями плановой экономики, оставив нам лишь архивные фотографии несбывшихся автомобильных мечтаний. Какие же удивительные проекты так и не вышли на дороги?
По концепции они напоминали немецкий Volkswagen Transporter, но с меньшим полезным объемом из-за особенностей мотора — V-образного вместо оппозитного. В прессе обещали скорый запуск в серию грузоподъемностью около 500 кг, но проект так и не дошел до конвейера.
В 1970 году стартовал проект «Перспектива» — первый переднеприводный ЗАЗ с двигателями 0,9 и 1 л и 5-ступенчатой коробкой. Его первая версия выглядела непривлекательно, поэтому в начале 70-х сделали более удачный двухдверный хэтчбек, вдохновленный ВАЗ-2101. Но до серийного выпуска Таврии оставалось еще почти 15 лет.
История ЗАЗа — это череда смелых, но часто не реализованных идей, которые показывают, как советский автопром пытался адаптировать и расширять возможности своих моделей, оставаясь при этом верным своей философии простоты и доступности.
Ранее мы писали о невероятных секретах ВАЗ-2105, которые вы не знали.
Источник. Фото - zr.ru.
ЗАЗ, который когда-то назывался "Коммунар", за свою 30-летнюю советскую историю выпустил на конвейер поразительно мало моделей. По сути, серийными стали всего три типа кузовов, воплощенных в ЗАЗ-965 ("Горбатый"), затем в ЗАЗ-966/968 ("Ушастый" и его модификации) и, наконец, в ЗАЗ-1102, который уже получил новое имя – "Таврия".
Но это лишь вершина айсберга! Даже на таком, казалось бы, не самом крупном автозаводе СССР в тайных "закромах" хранились удивительные, редкие и малоизвестные машины – прототипы, которые могли бы кардинально изменить наше представление о Запорожце, но так и не увидели свет.
Эта история о том, как амбиции инженеров столкнулись с реалиями плановой экономики, оставив нам лишь архивные фотографии несбывшихся автомобильных мечтаний. Какие же удивительные проекты так и не вышли на дороги?
Почтовый фургон и пикап на базе ЗАЗ-965: заводские «рабочие лошадки»
Сразу после запуска производства ЗАЗ-965 в Запорожье попытались сделать из него почтовый фургон и пикап. Эти машины не предназначались для массового рынка — их использовали внутри завода для перевозки небольших грузов. Такая практика была обычной для многих автозаводов: использовать собственные модели для внутренних нужд. Серийного выпуска этих модификаций не было.ЗАЗ-970 — грузопассажирский «Запорожец» с амбициями
В 1961 году появился ЗАЗ-970 — попытка создать малотоннажный грузовичок с мотором под платформой. В 1962-63 годах его развитие превратилось в семейство автомобилей с кузовом типа вагон: пикап, минивэн и фургон со съемными сиденьями.По концепции они напоминали немецкий Volkswagen Transporter, но с меньшим полезным объемом из-за особенностей мотора — V-образного вместо оппозитного. В прессе обещали скорый запуск в серию грузоподъемностью около 500 кг, но проект так и не дошел до конвейера.
Полный привод и армейские версии: ЗАЗ-971
В том же семействе планировались полноприводные варианты — ЗАЗ-971, включая армейскую и сельскохозяйственную версии с упрощенным кузовом и брезентовой крышей (971Д). Эти машины также не стали массовыми, хотя полноприводную модель на базе ЗАЗа все же запустили в производство позже.От НАМИ к ЗАЗ-969: первый компактный внедорожник
Идея создать компактный внедорожник родилась в институте НАМИ, а затем к проекту подключился ЗАЗ. Результатом стал ЗАЗ-969 — простой, но функциональный автомобиль с полным приводом и колесными редукторами. Он имел много общих деталей с перспективной моделью ЗАЗ-966 и в итоге был запущен в серию на Луцком заводе.Дизайн и эксперименты с кузовами
В процессе разработки ЗАЗ-966 было несколько вариантов оформления, один из которых сильно напоминал американский Chevrolet Corvair. Кроме того, переднеприводный ЗАЗ НАМИ-0107, созданный в 1966 году, фактически представлял собой кузов Запорожца с мотором от Москвича-08, установленным поперечно, и современной подвеской. Позже появился форсированный вариант с мощностью 36 л.с.Пикапы 1990-х и путь к Таврии
В начале 1990-х ЗАЗ начал выпускать товарные пикапы ЗАЗ-968МП — наследников заводских «рабочих» моделей. За пару лет сделали около 2500 таких машин, но спрос был невелик.В 1970 году стартовал проект «Перспектива» — первый переднеприводный ЗАЗ с двигателями 0,9 и 1 л и 5-ступенчатой коробкой. Его первая версия выглядела непривлекательно, поэтому в начале 70-х сделали более удачный двухдверный хэтчбек, вдохновленный ВАЗ-2101. Но до серийного выпуска Таврии оставалось еще почти 15 лет.
Экспортные надежды и неудачные попытки
В 1993 году на базе Таврии создали экспериментальный автомобиль с мягкой задней частью крыши, рассчитанный на экспорт. Однако проект так и не вышел за рамки нескольких опытных образцов.История ЗАЗа — это череда смелых, но часто не реализованных идей, которые показывают, как советский автопром пытался адаптировать и расширять возможности своих моделей, оставаясь при этом верным своей философии простоты и доступности.
Ранее мы писали о невероятных секретах ВАЗ-2105, которые вы не знали.
Источник. Фото - zr.ru.