Главная / Автоновости / Автоновости в мире

ГАЗ-3105: революционная Волга, которую погубила перестройка

Будущее, которое не наступило: инженеры создали Волга-3105 для нового мира
ГАЗ-3105: Волга с длиной 5050 мм, которая опередила свое время и проиграла.
Поделиться:
ГАЗ-3105: революционная Волга, которую погубила перестройка
Сегодня расскажем историю ГАЗ-3105 — той самой Волги, которая могла стать революционной, но осталась лишь в мечтах. В конце 80-х, когда перестройка только набирала обороты, инженеры Горьковского автозавода (ГАЗ) задумали нечто революционное. Но парадокс в том, что именно тогда, в бурные годы, такой проект был обречён на провал. Давайте разберёмся, почему эта Волга, которая могла стать символом прогресса, осталась лишь в прототипах. 

Бурные 80-е: когда автопром мечтал о будущем

В середине 80-х никто в СССР не ожидал, что экономика вот-вот рухнет. Автопром казался на подъёме: заводы по всей стране запускали новые модели, более современные по дизайну и инженерии. ГАЗ, правда, был особенным — их Волги всегда ориентировали на начальство, такси и госучреждения. Это создавало консерватизм: ГАЗ-24 выпускали почти 15 лет без серьёзных изменений.

101.jpg

Инженеры и дизайнеры понимали, что автомобиль отстаёт от мировых трендов, но максимально, что позволили им, — мелкосерийный ГАЗ-3102 для средних чиновников и модернизация "двадцать четвёрки" в ГАЗ-24-10. Спрос на Волги был огромным, а Чайка ГАЗ-14 вообще стала иконой стабильности, как символ прочности страны.

Её хотели обновить к 1986 году: новый мотор с впрыском, усовершенствованная коробка передач, дисковые тормоза сзади и даже кондиционер, который работал бы лучше. Но в 1984-м во время совещания в министерстве заговорили о трудностях с сроками.

Взгляд за рубеж: уроки от иномарок

102.jpg

Чтобы не отставать, ГАЗ с 1984 года начал присматриваться к иностранным партнёрам. В список попали Peugeot 605, Volvo, BMW — даже испытывали Ford Scorpio в 1987–1988 годах. В это время мир переходил на передний привод и полноприводные версии. В конце 1985-го министерство утвердило план по созданию собственного семейства новых машин.

Специалисты НАМИ, имеющие огромные полномочия, сказали: если Волга не будет переднеприводной, они отказываются подписывать задание. Инженеры ГАЗа, вдохновлённые Audi 100, заложили в проект не только переднеприводный ГАЗ-3103, но и полноприводный ГАЗ-3104, плюс удлинённый ГАЗ-3105 с базой на 15 см длиннее.

Это была попытка сделать машину, которая вписывалась в мировые стандарты, — комфортную, надёжную и экономичную.

Перестройка и экономический удар: конец Чайки

Бурное время, заводы обновлялись, почему ГАЗ должен отставать? Но тут вмешалась перестройка. В 1987 году собрано семь опытных образцов нового семейства. Молодые инженеры под руководством Сергея Батьянова работали над проектом с энтузиазмом, освобождённые от других задач.

Летом 1987-го Совет министров решил остановить изготовление Чайки ГАЗ-14 и построить 30 прототипов ГАЗ-3105 — длинной 5,05 м, с базой 2,8 м. Это был преемник Чайки, приоритетный проект, а работы по обычным моделям отложили. Причина? Не борьба с привилегиями, а чистая экономика.

Себестоимость Чайки — 33 000 рублей, отпускная цена — 28 тысяч, при том стоимость обычной Волги выходила в 16 200 рублей. Завод терял деньги, а страна начали считать деньги даже на авто для элиты. Последняя Чайка была собрана в декабре 1988-го, но планировали 30 ГАЗ-3105, а изготовили только три.

103.jpg

Технические проблемы: устаревшие агрегаты и несбывшиеся мечты

К середине 80-х агрегаты Чайки окончательно устарели. Мотор с двумя карбюраторами много потреблял бензин, как не в себя, и отличался сложностью в ремонте. Трёхступенчатый автомат — реликвия конца 50-х, кондиционер работал только на скорости выше 60 км/ч.

Планы на модернизированный ГАЗ-4106 включали впрыск топлива, новую коробку, дисковые тормоза и рестайлинг, но ничего не вышло. ГАЗ-3105 мог стать прорывом: передний привод, возможность полноприводной версии, удлинённая база для комфорта.

Эксперты говорят, что это было бы как наша версия Audi или Volvo — машина, которая опередила время. Но экономические проблемы и хаос перестройки подрезали крылья проекту.

Эпоха 90-х: когда иномарки победили

К середине 90-х российский рынок заполонили иномарки — машины, которые по характеристикам легко конкурировали с тем, что мог предложить ГАЗ-3105. Представьте: в то время, когда наша Волга застряла в прототипах, на дорогах появились импортные седаны, более комфортные и технологичные.

Это история о том, как амбиции столкнулись с реальностью. ГАЗ-3105 мог стать флагманом, но перестройка, убытки и смена эпохи его уничтожили. Жаль, что такая инновация не дожила до серийного производства — это напоминает, насколько советский автопром был близок к глобальному успеху. Если бы не экономика, мы сейчас вспоминали бы эту Волгу как легенду, а не как "что могло быть".

Ранее мы писали о секретах ВАЗ-2105, которые шокируют даже автолюбителей.

Источник. Фото - s0.rbk.ru.

Почитать еще