Главная / Автоновости / Автоновости в мире

Как Volvo P1800 стал иконой красоты в мире практичных автомобилей

Volvo, которой вы не знали: как P1800 в 1961 году изменил имидж бренда
Volkswagen пытался задушить производство Volvo P1800 в 1961 году.
Поделиться:
Как Volvo P1800 стал иконой красоты в мире практичных автомобилей
В мире автомобильной индустрии, где шведская марка Volvo давно ассоциируется с надежностью и утилитарностью, модель P1800 выделяется как яркий всплеск стиля и изящества. Этот спортивный купе, появившийся в 1961 году, доказывает, что даже производители, известные своими приземленными машинами, способны создать нечто по-настоящему вдохновляющее.

Встреча с P1800 на дороге или в парке — это всегда приятный сюрприз для ценителей автомобильной эстетики, напоминающий о том, что дизайн может превзойти функциональность.


Истоки дизайна: от шведского таланта к итальянскому шарму

История P1800 начинается с неожиданного поворота. Когда Volvo еще выпускала скромный и не слишком привлекательный PV444/544, который просуществовал до 1965 года, компания решила добавить в свою линейку нечто более элегантное. За концепцией стоял Пелле Петтерсон, сын создателя PV444/544 Хельмера Петтерсона.

Молодой дизайнер, прославившийся как яхтсмен с олимпийскими медалями и мировыми титулами, учился в студии Пьетро Фруа — итальянской фирме, входившей в состав Carrozzeria Ghia. Именно он разработал облик автомобиля, но Volvo предпочла подчеркнуть итальянское происхождение, чтобы привлечь внимание, оставив шведские корни в тени.


Изначально Volvo планировала поручить сборку кузовов немецкому ателье Karmann, известному по моделям вроде Karmann Ghia. Однако Volkswagen, у которого были договоренности с Karmann, пригрозил разорвать контракты, если тот возьмется за шведский проект. В итоге производство началось с британской компанией Jensen Motors, которая должна была изготовить 10 000 кузовов.

Дебют состоялся на Брюссельском автосалоне в январе 1960 года, а первые машины сошли с конвейера в сентябре того же года. Основа — монококовая конструкция и механика от Volvo Amazon/122, но сборка была преимущественно британской.

Технические особенности и эволюция модели

Под капотом P1800 стоял надежный 1.8-литровый четырехцилиндровый двигатель B18 мощностью около 100 л.с. с двумя карбюраторами SU. Коробка передач — четырехступенчатая механическая, с опцией овердрайва с 1963 года. Однако качество сборки у Jensen оставляло желать лучшего, и после выпуска около 6000 экземпляров производство перенесли на завод Volvo в Лундбю, Гётеборг.


Модель переименовали в P1800S (S от Sverige — Швеция). Всего с 1961 по 1972 год выпустили 39 407 купе, с постепенными улучшениями: в 1969 году появился 2.0-литровый мотор B20 с 118 л.с., а в 1970-м — инжекторный вариант P1800E с 130 л.с., дисковыми тормозами на всех колесах и максимальной скоростью около 190 км/ч.

P1800 укрепил репутацию Volvo как производителя долговечных машин. Один американский владелец, Ирв Гордон, проехал на своем P1800S более 5 миллионов километров к моменту своей смерти в 2018 году. Производство купе завершилось в 1972 году, но на смену пришла модификация P1800ES (Estate Sport) — универсал-шуттинг-брейк, спроектированный Яном Вильсгором, главой дизайна Volvo с 1950 по 1990 год.

С безрамным стеклянным задком и удлиненным силуэтом, этот вариант стал классикой, хотя в Швеции его прозвали "рыбьим фургоном", а в немецкоговорящих странах — "гробом Белоснежки". Выпустили всего 8077 экземпляров до 1973 года.


Культурное наследие и влияние на поп-культуру

P1800 не только завоевал сердца автолюбителей, но и проник в массовую культуру. Белый экземпляр модели появился в телесериале "Святой" с Роджером Муром в роли Саймона Темплара с 1962 по 1969 год, за два года до того, как Aston Martin DB5 стал символом Джеймса Бонда в фильме "Голдфингер". Это сделало шведский купе узнаваемым по всему миру, подчеркнув его статус иконы стиля.


Советы для владельцев: цены и проблемы

Сегодня P1800 — желанная классика, но требует внимательного ухода. Основная беда — коррозия, особенно у ранних экземпляров от Jensen. Проблемы с электрикой, механикой, системами охлаждения и выхлопа — обычное дело для старых машин. Цены варьируются: экземпляры в отличном состоянии могут стоить до 90 000 долларов, хорошие — от 25 000 до 30 000.

Вариант шуттинг-брейк в идеале обойдется в 20 000, а в перфекте — до 60 000 долларов. Эта модель напоминает, что Volvo способна на большее, чем просто практичные седаны, и остается эталоном дизайна в истории марки.


Ранее мы писали, как голландская компания воскрешает Porsche 904 с ностальгическим рыком.

Источник. Фото - RM Sotheby's.

Почитать еще