Новости в мире / 20 Сентября, 2025 г. Автор: Елена Крошева

Легенда бездорожья: как советский грузовик ЗИС‑32 покорял самые трудные пути


Почему судьба ЗИС 32 оказалась столь короткой, и лишь 197 машин увидели свет до начала войны.

Думали, полноприводные грузовики – это что-то из совсем недавнего прошлого? А вот и нет! Сегодня предлагаем узнать о настоящей звезде 1941 года – ЗИС 32. Этот отечественный богатырь, появившийся на свет буквально накануне войны, был настоящим прорывом для своего времени. Созданный на базе проверенной "трехтонки" ЗИС 5, он вобрал в себя лучшие наработки экспериментальных машин, чтобы стать настоящим бойцом бездорожья.

Больше проходимость, меньше компромиссов

Конечно, такой апгрейд не мог пройти бесследно. ЗИС 32 стал чуть уже и выше своего предка, а колея мостов изменилась. Из-за этого он набрал вес – более полутонны. И его "аппетит" вырос: расход топлива подскочил до 35-38 литров на сотню. Но тут есть и другая сторона медали: увеличенный до 115 литров топливный бак позволил ему пройти в полтора раза дальше, чем ЗИС 5, – до 330 километров. Это было очень важно для тогдашних реалий.

Сердце победителя

Под капотом у некоторых ЗИС 32 билось сердце от автобуса – двигатель ЗИС 16. Этот мотор добавил мощности: вместо 73-76 "лошадей" стало 85-88. Скачок максимальной скорости, конечно, был не таким уж драматичным – с 60 до 65 км/ч, но каждый лишний километр в час был на счету.



Уникальные решения для трудных дорог

Что же сделало ЗИС 32 особенным по сравнению с его предшественником, НАТИ-К2? Ключевым отличием стал передний мост.

В отличие от него, где передний мост был сконструирован на базе заднего моста от ГАЗ-АА, ЗИС 32 получил цельную балку моста типа "банджо". При этом основную передачу для переднего моста взяли от уже знакомого ЗИС 5. Правда, для передней оси она оказалась несколько избыточной по весу. Задний мост в основном остался без изменений, лишь с небольшим корректированием передаточного числа главной передачи.

ШРУСы: сложный, но нужный элемент

Залогом надежного полного привода в ЗИС 32 были шарниры равных угловых скоростей, или, как их называют, ШРУСы. На этих машинах могли устанавливаться два типа ШРУСов, каждый со своими особенностями.

С более совершенными шарнирами Rzeppa грузовик демонстрировал отличную маневренность, разворачиваясь в радиусе всего 8,6 метра. Если же использовались более простые шарниры Spicer, радиус разворота немного увеличивался, составляя чуть более 9 метров.

Примечательно, что производство обоих типов этих важных компонентов, пусть и с немалыми усилиями, было налажено прямо в Советском Союзе. Это подчеркивает стремление к самодостаточности в автомобильной инженерии того периода.



Трансмиссия для покорения вершин

Чтобы ЗИС 32 мог эффективно передавать тягу на все четыре колеса, инженеры оснастили его особой двухступенчатой раздаточной коробкой с демультипликатором. Это хитроумное устройство разместили сразу за основной коробкой передач.

Его задача заключалась в том, чтобы связать двигатель с ведущими мостами. Для этого использовались три открытых карданных вала. А сами эти валы были оснащены шестью шарнирами Spicer, работавшими на игольчатых подшипниках. Это было весьма продуманное техническое решение для того времени, демонстрирующее уровень инженерной мысли при создании ЗИС 32.

Короткая, но яркая карьера

Жизненный путь ЗИС 32 оказался, увы, недолгим. Прежде чем завод в Москве был эвакуирован, успели собрать лишь 197 экземпляров этого полноприводного грузовика. После перемещения производства, выпуск ЗИС 32 так и не был возобновлен.

Тем не менее, эти машины успели продемонстрировать свою ценность. Их возможности позволяли буксировать артиллерийские орудия, вроде 122-мм гаубицы М 30. Основной сферой их применения стали танковые бригады, где, к сожалению, большинство из них было потеряно в первые, самые тяжелые месяцы войны.

Сейчас единственный сохранившийся экземпляр ЗИС 32, который был восстановлен до рабочего состояния в мастерской Шаманского, бережно хранится в музее "Моторы войны". Этот уникальный автомобиль – живое напоминание о техническом потенциале и суровых испытаниях, выпавших на долю нашей страны в те годы.

Ранее мы писали, чем Таврия была лучше "восьмерки" и Самары.

Источник. Фото - zr.ru.