Не просто грузовик: 27 лет назад ГАЗ «Соболь» переписал правила комфорта и эффективности
10 сентября 1998 года ГАЗ начал серийное производство автомобилей семейства Соболь.
В 90-е горьковский автозавод переживал не лучшие времена. Неудачи с новыми легковыми "Волгами" и низкая прибыль от существующих моделей заставили руководство пересмотреть стратегию. Спасением стала коммерческая техника: феноменальный успех "Газели" лишь подтвердил, что стране отчаянно нужны доступные малотоннажные автомобили.
Но ГАЗ не остановился на достигнутом, пойдя "ниже" — к разработке более компактного и комфортного семейства. Так, 10 сентября 1998 года, всего за два года напряженной работы на базе уже проверенной "Газели", родился "Соболь" — автомобиль, которому суждено было стать настоящим хитом.
Больше, чем просто работяга: философия "Соболя"
В отличие от своей "старшей сестры" — "Газели", которой чаще всего отводилась роль "маршрутки" или бортового грузовика, "Соболь" сразу позиционировался как нечто иное.
Это было универсальное авто, ориентированное на государственные предприятия, частные фирмы и на большие семьи, которым требовался простор и вместительность. Разработчики изначально стремились создать авто, который по комфорту, экономичности и динамике был бы ближе к легковушкам, а не к сугубо коммерческой технике.
Модельный ряд "Соболя" быстро поражал воображение. Легендарный ГАЗ-2217 "Баргузин", с его низкой крышей и семиместной компоновкой, предлагал пассажирам комфортные кресла и салон, где сиденья были друг напротив друга, а также имелся откидной столик.
Таким образом, автомобиль идеально подходил как для семейных путешествий, так и для использования в качестве мобильного офиса или места для деловых переговоров. Также была доступна более вместительная 11-местная модификация.
Интересной деталью "Баргузина" была большая задняя дверь, которая поднималась вверх, как в минивэнах, в отличие от распашных дверей его "высококрышных" собратьев.
Параллельно выпускался микроавтобус ГАЗ-22171, у которого была увеличена высота крыши. В зависимости от комплектации, он мог предложить либо салон на 7 мест, аналогичный "баргузиновскому", либо вместить до 10 пассажиров, становясь прекрасным выбором для гостиниц и туристических фирм.
Грузовой и грузопассажирский потенциал
На основе кузова с высокой крышей был также создан цельнометаллический фургон ГАЗ-2752, способный перевозить до 7 кубометров груза. Огромную популярность приобрела "комбинированная" грузопассажирская модификация, предлагавшая 6 мест для пассажиров и 3,7 кубометра для багажа. Общая грузоподъемность автомобиля составляла около 800 кг, что делало его востребованным в сфере малого бизнеса.
Был также бортовой грузовик ГАЗ-2310, способный перевести на борту груз массой в 900 кг. Эта цифра не случайна: именно такая грузоподъемность позволяла "Соболю" свободно въезжать в центр Москвы, где действовало строгое "однотонное" ограничение, делая его незаменимым помощником для столичных логистов и грузоперевозчиков.
Изначально "Соболи" выпускались в меньших объемах и были дороже "Газелей", что отпугивало многих покупателей. Однако московские ограничения быстро изменили ситуацию, и интерес к "Соболю" оживился настолько, что к 2006 году грузовая версия ГАЗ-2310 переехала на один конвейер с бортовую "Газелью".
Новый уровень комфорта и проходимости
В дальнейшем автомобиль не только успешно конкурировал с "Газелями", но и активно вытеснял с рынка легендарные "буханки" и "головастики" УАЗ. С конца 2002 года все его модификации стали доступны с опцией постоянного полного привода, обозначаемой добавлением цифры "7" в индекс.
Благодаря раздаточной коробке, жесткому переднему мосту и карданным шарнирам, эти машины стали настоящим откровением для водителей, привыкших к бескомпромиссной простоте Ульяновских автомобилей. Уровень комфорта, низкий шум и улучшенная динамика "Соболя" мгновенно убедили многих "уазоводов" сделать выбор в его пользу.
В стремлении к повышенному комфорту, разработчики полностью переработали переднюю часть автомобиля, заменив устаревшие кованую балку и рессоры на современную независимую двухрычажную подвеску. Она включает в себя стабилизатор поперечной устойчивости и газонаполненные амортизаторы. Комплекс доработок затронул и другие ключевые системы: было установлено новое рулевое управление и дисковые тормоза увеличенного диаметра спереди. В результате этих изменений управляемость и стабильность автомобиля значительно улучшились, достигнув уровня легковых машин даже на большой скорости.
Благодаря меньшей грузоподъемности смогли отказаться от двускатных задних колес, заменив их односкатными, что значительно повысило комфорт пассажиров и увеличило пространство в салоне или отсеке для груза. Пассажирские версии получили низкопрофильные шины 225/60 R16, дополнительно улучшающие управляемость на шоссе.
Эволюция под капотом: от карбюратора до турбодизеля
Автомобиль может похвастаться большой гаммой двигателей. Первые годы предлагался надежный восьмиклапанный карбюраторный ЗМЗ-4026.10 на 2.445 л и мощью в 100 л.с., но его перестали выпускать в 2005 году с введением Евро-2.
Основную ставку приняли сделать на современные 2.3-л 16-клапанные моторы ЗМЗ: карбюраторный ЗМЗ-4063 с мощью в 110 л.с. и инжекторный ЗМЗ-4062, мощностью которых на уровне 145 л.с.. Гидротолкатели клапанов позволили этим двигателям стать менее требовательными в эксплуатации.
Не обошлось и без дизеля: 2.1-л 85-сильный ГАЗ-560, производимый по лицензии Steyr. Хотя он был дороже бензиновых аналогов, и покупатели не сразу оценили его экономичность, те, кто решился на "иностранные корни", были приятно удивлены его феноменальной долговечностью — зачастую дизель "переживал" кузов.
С 2003 года на авто начали ставить моторы Евро-2: ЗМЗ-40522.10 на 2.5 л и мощью в 140-152 л.с., и турбодизель ГАЗ-5601, мощь которого 95 л.с.. К 2008-му моторы уже соответствовали Евро-3, предлагались ЗМЗ-40524.10, 2.4-л и 137-сильный бензиновый мотор Chrysler, и турбодизель ГАЗ-5602.
В 2009 году, по причине ссоры ГАЗа с Заволжским заводом, изготавливающим моторы, стали использовать двигатели УМЗ-4216.10. А уже в конце 2010 года, с запуском "Соболь Бизнес", под капотом был современный 2.8-л турбодизель Cummins, изготавливаемый в Китае.
Рестайлинг 2003: новое лицо легенды
В 2003 году машина пережила масштабный рестайлинг, получив обновленный дизайн, аналогичный "Газели". Изменился капот, бампер, передние крылья и радиатор, все это придало автомобилю современный вид.
Переднюю часть автомобиля украсили современные фары каплевидной формы, которые также значительно улучшили освещение дороги. Кроме того, новый дизайн переднего бампера позволил увеличить площадь воздухозаборников, решив тем самым одну из ключевых проблем модели – склонность двигателя к перегреву в жаркую погоду.
Салон также преобразился: эргономичная панель приборов, новая комбинация приборов с точными показаниями. Благодаря мощному отопителю в салоне всегда было тепло даже в сильные морозы.
Важными были и структурные изменения: новая конструкция передних лонжеронов и просторный отсек мотора, позволяющий размещать большие силовые агрегаты.
От спецслужб до путешественников: бескрайняя адаптивность
"Соболь" всегда отличался своей многофункциональностью. Помимо серийных версий, на его базе создавали бронированные машины для инкассаторских служб и фургоны-рефрижераторы. Компания смело экспериментировала, создавая такие концепты, как пикап с низкой погрузочной высотой, полноприводный "Соболь Динго" (ГАЗ-231079) с двухрядной кабиной и полной массой свыше трех тонн.
Модельный ряд включал специализированные версии: 10-местный ГАЗ-22173, разработанный для службы "Русское такси", и ГАЗ-2752 "Соболь Дилижанс", предназначенный для путешественников, который отличался уникальным дизайном, наличием багажника на крыше и креплений для канистр. При этом, выпуск предыдущих модификаций в ограниченных объемах целенаправленно сохранялся для нужд силовых ведомств. Автомобили первого поколения собирались как в России, так и на Украине.
Живучая легенда современности
Начав свой путь в непростое время, автомобиль и сегодня остается одним из наиболее востребованных коммерческих транспортных средств в России. Он продолжает предлагать покупателям "много автомобиля" за доступную стоимость, с заявленным ресурсом в 500 тыс км.
Необходимо делать и скидку на 20-летний возраст платформы и порой не всегда идеальную сборку. Но живучесть, универсальность и постоянное развитие по-прежнему делают авто незаменимым трудягой и настоящей легендой отечественного автопрома, продолжающей адаптироваться к меняющимся требованиям рынка.
Ранее мы писали о том, что выпущен фургон-гигант ГАЗ для мега-грузов с почти 2-метровой внутренней высотой.
Источник. Фото - drive2.ru.
Но ГАЗ не остановился на достигнутом, пойдя "ниже" — к разработке более компактного и комфортного семейства. Так, 10 сентября 1998 года, всего за два года напряженной работы на базе уже проверенной "Газели", родился "Соболь" — автомобиль, которому суждено было стать настоящим хитом.
Больше, чем просто работяга: философия "Соболя"
В отличие от своей "старшей сестры" — "Газели", которой чаще всего отводилась роль "маршрутки" или бортового грузовика, "Соболь" сразу позиционировался как нечто иное.
Это было универсальное авто, ориентированное на государственные предприятия, частные фирмы и на большие семьи, которым требовался простор и вместительность. Разработчики изначально стремились создать авто, который по комфорту, экономичности и динамике был бы ближе к легковушкам, а не к сугубо коммерческой технике.
Модельный ряд "Соболя" быстро поражал воображение. Легендарный ГАЗ-2217 "Баргузин", с его низкой крышей и семиместной компоновкой, предлагал пассажирам комфортные кресла и салон, где сиденья были друг напротив друга, а также имелся откидной столик.
Таким образом, автомобиль идеально подходил как для семейных путешествий, так и для использования в качестве мобильного офиса или места для деловых переговоров. Также была доступна более вместительная 11-местная модификация.
Интересной деталью "Баргузина" была большая задняя дверь, которая поднималась вверх, как в минивэнах, в отличие от распашных дверей его "высококрышных" собратьев.
Параллельно выпускался микроавтобус ГАЗ-22171, у которого была увеличена высота крыши. В зависимости от комплектации, он мог предложить либо салон на 7 мест, аналогичный "баргузиновскому", либо вместить до 10 пассажиров, становясь прекрасным выбором для гостиниц и туристических фирм.
Грузовой и грузопассажирский потенциал
На основе кузова с высокой крышей был также создан цельнометаллический фургон ГАЗ-2752, способный перевозить до 7 кубометров груза. Огромную популярность приобрела "комбинированная" грузопассажирская модификация, предлагавшая 6 мест для пассажиров и 3,7 кубометра для багажа. Общая грузоподъемность автомобиля составляла около 800 кг, что делало его востребованным в сфере малого бизнеса.
Был также бортовой грузовик ГАЗ-2310, способный перевести на борту груз массой в 900 кг. Эта цифра не случайна: именно такая грузоподъемность позволяла "Соболю" свободно въезжать в центр Москвы, где действовало строгое "однотонное" ограничение, делая его незаменимым помощником для столичных логистов и грузоперевозчиков.
Изначально "Соболи" выпускались в меньших объемах и были дороже "Газелей", что отпугивало многих покупателей. Однако московские ограничения быстро изменили ситуацию, и интерес к "Соболю" оживился настолько, что к 2006 году грузовая версия ГАЗ-2310 переехала на один конвейер с бортовую "Газелью".
Новый уровень комфорта и проходимости
В дальнейшем автомобиль не только успешно конкурировал с "Газелями", но и активно вытеснял с рынка легендарные "буханки" и "головастики" УАЗ. С конца 2002 года все его модификации стали доступны с опцией постоянного полного привода, обозначаемой добавлением цифры "7" в индекс.
Благодаря раздаточной коробке, жесткому переднему мосту и карданным шарнирам, эти машины стали настоящим откровением для водителей, привыкших к бескомпромиссной простоте Ульяновских автомобилей. Уровень комфорта, низкий шум и улучшенная динамика "Соболя" мгновенно убедили многих "уазоводов" сделать выбор в его пользу.
В стремлении к повышенному комфорту, разработчики полностью переработали переднюю часть автомобиля, заменив устаревшие кованую балку и рессоры на современную независимую двухрычажную подвеску. Она включает в себя стабилизатор поперечной устойчивости и газонаполненные амортизаторы. Комплекс доработок затронул и другие ключевые системы: было установлено новое рулевое управление и дисковые тормоза увеличенного диаметра спереди. В результате этих изменений управляемость и стабильность автомобиля значительно улучшились, достигнув уровня легковых машин даже на большой скорости.
Благодаря меньшей грузоподъемности смогли отказаться от двускатных задних колес, заменив их односкатными, что значительно повысило комфорт пассажиров и увеличило пространство в салоне или отсеке для груза. Пассажирские версии получили низкопрофильные шины 225/60 R16, дополнительно улучшающие управляемость на шоссе.
Эволюция под капотом: от карбюратора до турбодизеля
Автомобиль может похвастаться большой гаммой двигателей. Первые годы предлагался надежный восьмиклапанный карбюраторный ЗМЗ-4026.10 на 2.445 л и мощью в 100 л.с., но его перестали выпускать в 2005 году с введением Евро-2.
Основную ставку приняли сделать на современные 2.3-л 16-клапанные моторы ЗМЗ: карбюраторный ЗМЗ-4063 с мощью в 110 л.с. и инжекторный ЗМЗ-4062, мощностью которых на уровне 145 л.с.. Гидротолкатели клапанов позволили этим двигателям стать менее требовательными в эксплуатации.
Не обошлось и без дизеля: 2.1-л 85-сильный ГАЗ-560, производимый по лицензии Steyr. Хотя он был дороже бензиновых аналогов, и покупатели не сразу оценили его экономичность, те, кто решился на "иностранные корни", были приятно удивлены его феноменальной долговечностью — зачастую дизель "переживал" кузов.
С 2003 года на авто начали ставить моторы Евро-2: ЗМЗ-40522.10 на 2.5 л и мощью в 140-152 л.с., и турбодизель ГАЗ-5601, мощь которого 95 л.с.. К 2008-му моторы уже соответствовали Евро-3, предлагались ЗМЗ-40524.10, 2.4-л и 137-сильный бензиновый мотор Chrysler, и турбодизель ГАЗ-5602.
В 2009 году, по причине ссоры ГАЗа с Заволжским заводом, изготавливающим моторы, стали использовать двигатели УМЗ-4216.10. А уже в конце 2010 года, с запуском "Соболь Бизнес", под капотом был современный 2.8-л турбодизель Cummins, изготавливаемый в Китае.
Рестайлинг 2003: новое лицо легенды
В 2003 году машина пережила масштабный рестайлинг, получив обновленный дизайн, аналогичный "Газели". Изменился капот, бампер, передние крылья и радиатор, все это придало автомобилю современный вид.
Переднюю часть автомобиля украсили современные фары каплевидной формы, которые также значительно улучшили освещение дороги. Кроме того, новый дизайн переднего бампера позволил увеличить площадь воздухозаборников, решив тем самым одну из ключевых проблем модели – склонность двигателя к перегреву в жаркую погоду.
Салон также преобразился: эргономичная панель приборов, новая комбинация приборов с точными показаниями. Благодаря мощному отопителю в салоне всегда было тепло даже в сильные морозы.
Важными были и структурные изменения: новая конструкция передних лонжеронов и просторный отсек мотора, позволяющий размещать большие силовые агрегаты.
От спецслужб до путешественников: бескрайняя адаптивность
"Соболь" всегда отличался своей многофункциональностью. Помимо серийных версий, на его базе создавали бронированные машины для инкассаторских служб и фургоны-рефрижераторы. Компания смело экспериментировала, создавая такие концепты, как пикап с низкой погрузочной высотой, полноприводный "Соболь Динго" (ГАЗ-231079) с двухрядной кабиной и полной массой свыше трех тонн.
Модельный ряд включал специализированные версии: 10-местный ГАЗ-22173, разработанный для службы "Русское такси", и ГАЗ-2752 "Соболь Дилижанс", предназначенный для путешественников, который отличался уникальным дизайном, наличием багажника на крыше и креплений для канистр. При этом, выпуск предыдущих модификаций в ограниченных объемах целенаправленно сохранялся для нужд силовых ведомств. Автомобили первого поколения собирались как в России, так и на Украине.
Живучая легенда современности
Начав свой путь в непростое время, автомобиль и сегодня остается одним из наиболее востребованных коммерческих транспортных средств в России. Он продолжает предлагать покупателям "много автомобиля" за доступную стоимость, с заявленным ресурсом в 500 тыс км.
Необходимо делать и скидку на 20-летний возраст платформы и порой не всегда идеальную сборку. Но живучесть, универсальность и постоянное развитие по-прежнему делают авто незаменимым трудягой и настоящей легендой отечественного автопрома, продолжающей адаптироваться к меняющимся требованиям рынка.
Ранее мы писали о том, что выпущен фургон-гигант ГАЗ для мега-грузов с почти 2-метровой внутренней высотой.
Источник. Фото - drive2.ru.