ГАЗ, ЗиЛ или «Урал» – выбираем недорогую машину для грязи
Эксперт CarsWeek назвал недорогую грузовую машину для грязи
На б/у рынке эти грузовики сейчас можно приобрести недорого. Как раз можно исполнить мечту!
Поделиться:

ГАЗ-66, ЗиЛ-131 и Урал-4320 – именно эти полноприводные грузовики считаются идеальными «проходимцами». Возможно, вы мечтали об одном из них. Тогда мы в редакции carsweek.ru разберёмся, какой же автомобиль лучше.
Казалось бы, военной технике нет места на «гражданке», разве что на службе МЧС. Но нет, проходимость этих советских и российских грузовиков давно сделала их легендарными. Тем более, что хотят за них сейчас от 150 тысяч рублей. Урал-4320, конечно, будет стоить чуть ли не в три раза дороже, но зато он дизельный, условно экономичный. Да и самый мощный в линейке.
Есть мнение, что ГАЗ-66 имеет лучшую проходимость. Да и не каждому нужен огромный «Урал». В любом случае, наша редакция постаралась разобрать плюсы и минусы трёх автомобилей.
Сразу нужно отметить, что все военные грузовики советского и российского производства, кроме проходимости, отличаются простотой конструкции. Да, доработки им не помешают, но ремонтируются машины собственноручно без труда. Особенно когда один или два напарника есть и простые, но качественные инструменты, не боящиеся нагрузок.
Для чего среднестатистическому россиянину полноприводный грузовик? Охотники, рыбаки и путешественники знают ответ на этот вопрос. А если ещё дом на колёсах соорудить в КУНГе, то там и жить можно.
ГАЗ-66, он же «Шишига»
Своё прозвище данный грузовик получил вовсе не за проходимость, как некоторые считают. Дело в цифрах индекса – 66. Изначально модель разрабатывалась для десантников, отсюда и странная бескапотная компоновка – чтобы габариты соответствовали тогдашней транспортной авиации.

Годы производства – 1964-1999. Полноприводный грузовик с колёсной формулой 4х4. Моторы бензиновые, с мощность 125 л. с., при объёме 4,25 литра. Кстати, это V8, родственные ещё военным двигателям производства США.
По грузовым характеристикам ГАЗ-66 самый «слабый» в сегодняшней подборке – он способен перевезти от 1,5 до 2 тонн, в зависимости от типа дорожного покрытия. Впрочем, наших людей эти ограничения никогда не останавливали. Тем более, что запас прочности у такой техники закладывался конструкторами с избытком.
Основные плюсы «Шишиги», которые позволяют называть его самым проходимым грузовиком – это вес, компактные габариты, бескапотная компоновка, дорожный просвет в 315 мм. Критикуют ГАЗ-66 за маломощный и «прожорливый» двигатель. Впрочем, на бездорожье его хватает, главное водителю приноровиться.
ЗиЛ-131
Этот грузовик выпускался с 1966 по 2022 годы. Имеет колёсную формулу 6х6 и брутальный внешний вид. Компоновка капотная, что немаловажно для пассивной безопасности водителя и пассажиров.

ЗиЛ-131 штатно получил двигатель 6,0 литра, бензиновый. Это V8, развивающий 150 л. с. Грузоподъёмность – от 3,5 до 5 т, в зависимости от типа дорожного покрытия. Клиренс у грузовика 330 мм.
ЗиЛ-131 обычно называют «середнячком» в плане проходимости. Дескать, он уступает ГАЗ-66 из-за габаритов, а Урал-4320 мощнее. «Аппетит» ЗиЛ способен повергнуть водителей современных легковых автомобилей в шок. На трассе этот «монстр» ещё может вложиться в 40 литров на 100 км. Бездорожье увеличивает расход в 2, а то и 2,5 раза.
Урал-4320
Последний грузовик в нашем обзоре самый мощный и экономичный. Он способен увезти от 5 до 7 тонн. Выпускается до сих пор, внешне больше похож на ЗиЛ-131, чем на ГАЗ-66.

Модель оснащалась только дизельными двигателями, но от разных производителей – ЯМЗ и КАМАЗ. Их объёмы от 6,65 (ЯМЗ-536) до 14,86 (ЯМЗ-238) мощность – вплоть до 312 л. с. но чаще встречаются модификации на 200-230 «лошадок». Несмотря на внушительные объёмы, моторы дизельные, соответственно, экономичные.
Кто же лучший?
Попытки выяснить, какой из грузовиков самый внедорожный на форумах, ничего не дали. У каждой модели есть адепты. Последние яро защищают своих «любимцев», приводя много аргументов и их пользу.
Некоторые утверждают, что нельзя сравнивать автомобили, столь разные по грузоподъёмности. Но ведь если среднестатистический россиянин приобретёт такого «проходимца», то он, скорее всего, будет использовать его для поездок в глушь или просто кататься по бездорожью.
Что касается испытаний, то они давно проведены, причём не только энтузиастами, но и советскими ещё инженерами в конце 80-х и по всем правилам. Чтобы уравнять шансы, грузовики загрузили до полной массы и стравили давление в шинах с 2,0 до 0,5 атмосферы. Последнее увеличивает тягу в разы. Причём соотношение этого параметра к весу машины лучше всех у Урала-4320 – 0,53. ГАЗ-66 оказался в аутсайдерах с 0,35. ЗиЛ-131 порадовал соотношением в 0,52 единицы.
По пахоте быстрее движется Урал. Его скорость – 13 км/ч. Всего на один километр отстал ЗиЛ. А вот ГАЗ-66 разгоняется только до 10 км/ч. Спишем это на маломощный мотор «Шишиги». По песку «Урал» сумел разогнаться до 22.5 км/ч. Всего на 0,5 км отстал от него ЗиЛ-131. А вот ГАЗ-66 в конце. У него лишь 15 км/ч. Опять мотор подвёл!
По глубине колеи на пахоте и песке «Шишига» демонстрирует 5 и 24 см соответственно. Но обогнал горьковский грузовик не только ЗиЛ с 4,5 и 19 см, но и тяжёлый «Урал». У последнего 5 и 20 см. А секрет весь в трехосной компоновке капотных моделей.
В процесс испытаний оказалось, что ГАЗ-66 проигрывает в снегу, во время преодоления окопа и «ступеньки», подъёмах на сложных грунтах. Даже на бездорожье «Шишига» раньше всех садится на раму. Только по болотистой местности ГАЗ-66 идёт лучше – там вес решает, несмотря на двухосную компоновку.
Вывод
В итоге оказалось, что Урал-4320 лидирует с серьёзным отрывом. Что касается ГАЗ-66, то этот грузовик в аутсайдерах. Но зато «Шишига» не такая «прожорливая», как ЗиЛ-131, и стоит в 2-2,5 раза дешевле, чем «Урал».
Отвечая на вопрос, что лучше купить – однозначно Урал-4320, если деньги есть. Если финансы ограничены, то стоит остановиться на ГАЗ-66. ЗиЛ-131 – это на любителя, особенно учитывая расход топлива.
Справка
ЗИЛ — первое автомобилестроительное предприятие в Российской империи и СССР, основанное как «Товарищество на паях автомобильного Московского общества» (в сокращении АМО) в 1916 году и получившее имя Ивана Алексеевича Лихачёва в 1956 году.
Урал — российский производитель грузовых автомобилей. Полное наименование — АО «Автомобильный завод „Урал“».
Ранее мы писали, почему ГАЗ-66 прозвали «Шишигой» и почему его признали легендой.
Фото: ru.wikipedia.org
Казалось бы, военной технике нет места на «гражданке», разве что на службе МЧС. Но нет, проходимость этих советских и российских грузовиков давно сделала их легендарными. Тем более, что хотят за них сейчас от 150 тысяч рублей. Урал-4320, конечно, будет стоить чуть ли не в три раза дороже, но зато он дизельный, условно экономичный. Да и самый мощный в линейке.
Сразу нужно отметить, что все военные грузовики советского и российского производства, кроме проходимости, отличаются простотой конструкции. Да, доработки им не помешают, но ремонтируются машины собственноручно без труда. Особенно когда один или два напарника есть и простые, но качественные инструменты, не боящиеся нагрузок.
Для чего среднестатистическому россиянину полноприводный грузовик? Охотники, рыбаки и путешественники знают ответ на этот вопрос. А если ещё дом на колёсах соорудить в КУНГе, то там и жить можно.
ГАЗ-66, он же «Шишига»
Своё прозвище данный грузовик получил вовсе не за проходимость, как некоторые считают. Дело в цифрах индекса – 66. Изначально модель разрабатывалась для десантников, отсюда и странная бескапотная компоновка – чтобы габариты соответствовали тогдашней транспортной авиации.

Годы производства – 1964-1999. Полноприводный грузовик с колёсной формулой 4х4. Моторы бензиновые, с мощность 125 л. с., при объёме 4,25 литра. Кстати, это V8, родственные ещё военным двигателям производства США.
По грузовым характеристикам ГАЗ-66 самый «слабый» в сегодняшней подборке – он способен перевезти от 1,5 до 2 тонн, в зависимости от типа дорожного покрытия. Впрочем, наших людей эти ограничения никогда не останавливали. Тем более, что запас прочности у такой техники закладывался конструкторами с избытком.
Основные плюсы «Шишиги», которые позволяют называть его самым проходимым грузовиком – это вес, компактные габариты, бескапотная компоновка, дорожный просвет в 315 мм. Критикуют ГАЗ-66 за маломощный и «прожорливый» двигатель. Впрочем, на бездорожье его хватает, главное водителю приноровиться.
ЗиЛ-131
Этот грузовик выпускался с 1966 по 2022 годы. Имеет колёсную формулу 6х6 и брутальный внешний вид. Компоновка капотная, что немаловажно для пассивной безопасности водителя и пассажиров.

ЗиЛ-131 штатно получил двигатель 6,0 литра, бензиновый. Это V8, развивающий 150 л. с. Грузоподъёмность – от 3,5 до 5 т, в зависимости от типа дорожного покрытия. Клиренс у грузовика 330 мм.
ЗиЛ-131 обычно называют «середнячком» в плане проходимости. Дескать, он уступает ГАЗ-66 из-за габаритов, а Урал-4320 мощнее. «Аппетит» ЗиЛ способен повергнуть водителей современных легковых автомобилей в шок. На трассе этот «монстр» ещё может вложиться в 40 литров на 100 км. Бездорожье увеличивает расход в 2, а то и 2,5 раза.
Урал-4320
Последний грузовик в нашем обзоре самый мощный и экономичный. Он способен увезти от 5 до 7 тонн. Выпускается до сих пор, внешне больше похож на ЗиЛ-131, чем на ГАЗ-66.

Модель оснащалась только дизельными двигателями, но от разных производителей – ЯМЗ и КАМАЗ. Их объёмы от 6,65 (ЯМЗ-536) до 14,86 (ЯМЗ-238) мощность – вплоть до 312 л. с. но чаще встречаются модификации на 200-230 «лошадок». Несмотря на внушительные объёмы, моторы дизельные, соответственно, экономичные.
Кто же лучший?
Попытки выяснить, какой из грузовиков самый внедорожный на форумах, ничего не дали. У каждой модели есть адепты. Последние яро защищают своих «любимцев», приводя много аргументов и их пользу.
Некоторые утверждают, что нельзя сравнивать автомобили, столь разные по грузоподъёмности. Но ведь если среднестатистический россиянин приобретёт такого «проходимца», то он, скорее всего, будет использовать его для поездок в глушь или просто кататься по бездорожью.
Что касается испытаний, то они давно проведены, причём не только энтузиастами, но и советскими ещё инженерами в конце 80-х и по всем правилам. Чтобы уравнять шансы, грузовики загрузили до полной массы и стравили давление в шинах с 2,0 до 0,5 атмосферы. Последнее увеличивает тягу в разы. Причём соотношение этого параметра к весу машины лучше всех у Урала-4320 – 0,53. ГАЗ-66 оказался в аутсайдерах с 0,35. ЗиЛ-131 порадовал соотношением в 0,52 единицы.
По пахоте быстрее движется Урал. Его скорость – 13 км/ч. Всего на один километр отстал ЗиЛ. А вот ГАЗ-66 разгоняется только до 10 км/ч. Спишем это на маломощный мотор «Шишиги». По песку «Урал» сумел разогнаться до 22.5 км/ч. Всего на 0,5 км отстал от него ЗиЛ-131. А вот ГАЗ-66 в конце. У него лишь 15 км/ч. Опять мотор подвёл!
По глубине колеи на пахоте и песке «Шишига» демонстрирует 5 и 24 см соответственно. Но обогнал горьковский грузовик не только ЗиЛ с 4,5 и 19 см, но и тяжёлый «Урал». У последнего 5 и 20 см. А секрет весь в трехосной компоновке капотных моделей.
В процесс испытаний оказалось, что ГАЗ-66 проигрывает в снегу, во время преодоления окопа и «ступеньки», подъёмах на сложных грунтах. Даже на бездорожье «Шишига» раньше всех садится на раму. Только по болотистой местности ГАЗ-66 идёт лучше – там вес решает, несмотря на двухосную компоновку.
Вывод
В итоге оказалось, что Урал-4320 лидирует с серьёзным отрывом. Что касается ГАЗ-66, то этот грузовик в аутсайдерах. Но зато «Шишига» не такая «прожорливая», как ЗиЛ-131, и стоит в 2-2,5 раза дешевле, чем «Урал».
Отвечая на вопрос, что лучше купить – однозначно Урал-4320, если деньги есть. Если финансы ограничены, то стоит остановиться на ГАЗ-66. ЗиЛ-131 – это на любителя, особенно учитывая расход топлива.
Справка
ЗИЛ — первое автомобилестроительное предприятие в Российской империи и СССР, основанное как «Товарищество на паях автомобильного Московского общества» (в сокращении АМО) в 1916 году и получившее имя Ивана Алексеевича Лихачёва в 1956 году.
Урал — российский производитель грузовых автомобилей. Полное наименование — АО «Автомобильный завод „Урал“».
Ранее мы писали, почему ГАЗ-66 прозвали «Шишигой» и почему его признали легендой.
Фото: ru.wikipedia.org