Что такое барбухайка? Советские автобусы авторемонтных заводов
Иногда в Интернете или при обсуждении с кем-то техники времен СССР всплывает странное слово «барбухайка».
Молодёжи оно зачастую совсем непонятно. А те, кто постарше, обычно при этом вспоминают некие небольшие неказистые автобусники или вообще какой-то странный транспорт для перевозки людей, который вживую сегодня увидишь в России уже нечасто. Но что же это такое? И почему он так называется? Наша редакция Carsweek.ru разбиралась в этом вопросе.
Слово «барбухайка» в Советском союзе, скорее всего, начало использоваться после афганской войны. Ведь именно там так называют яркие, раскрашенные и странные внешне для европейцев местные автобусы и грузовики. Или же, возможно, похожим образом звучит по-афгански фраза «Счастливого пути!». У нас же так стали называть из-за неказистой внешности небольшие автобусы, созданные преимущественно различными ремонтными заводами для перевозки людей.
Иногда их делали и прямо на предприятии для собственных нужд. Основой для них нередко становились грузовые автомобили ГАЗ-52 или ГАЗ-53. Но могли сделать такую технику и из УАЗика или чего-то иного. Порой дело не ограничивалось постройкой одного или нескольких экземпляров, а доходило до мелкосерийного производства. Поэтому некоторые из барбухаек обзавелись даже собственным названием. Расскажем о самых известных из них.
Например, с 1966 года под Нижним Тагилом стали делать автобус «Уралец» на агрегатах ГАЗ-51. Он имел даже северные, утеплённые модификации с двойным остеклением салона. Автобус предназначался для передвижных клубов, кинотеатров и различных агитационных бригад.
Более же известны широкий публике такие автобусы, как «Кубань» из Краснодара и черниговские «Чернигов». Делали подобную технику и в эстонском городе Тарту. Этот транспорт также, как правило, использовали для передвижных клубов, перевозки самодеятельных коллективов и агитбригад. Но иногда автобусы закупали различные предприятия, особенно, небольшие, для перевозки своих сотрудников.
Кстати, порой такой транспорт можно было заметить даже в милиции или у дружинников. Стоит отметить, что, несмотря на наличие названия, он мог постоянно менять свою внешность, количество мест и некоторые иные характеристики. Это могло быть продиктовано особенностями заказа конкретной организации или иными причинами.
Особого расцвета производство барбухаек в Советском союзе достигло в 1960-1970-е годы прошлого столетия. Именно тогда в таджикском Ленинабаде стали собирать знаменитые своим странным внешним видом автобусы «Таджикистан» на газовских агрегатах. Тогда же примерно начали делать для собственных нужд подобную технику и военные.
Они, как правило, использовали для этого УАЗы и ГАЗ-66. Выпускались некоторые из подобных транспортных средств очень долго. Их производили во многих союзных республиках. Окончательное производство таких машин было свёрнуто лишь в 1990-е годы двадцатого столетия.
Кстати, автобусы ремонтных заводов отличались не только некрасивой внешностью, но и практически полным отсутствием комфорта внутри. Сидения были самыми простыми. Поэтому люди сильно уставали в подобном транспорте. Но и использовали его обычно лишь для поездок на небольшие расстояния.
Кроме того, первые барбухайки были крайне небезопасными. Дело в том, что каркас их кузова делали из дерева и сверху обшивали металлическими листами. И лишь впоследствии кузова таких машин стали полностью металлическими. Также нередко в них было довольно шумно, жарко или холодно в зависимости от погодных условий.
В настоящее время барбухайки давно не выпускаются в нашей стране. По крайней мере, массово. Возможно, конечно, их делают где-то в ограниченном количестве для собственных нужд. Но, в – целом, в России больше нет недостатка в микроавтобусах. Поэтому необходимость в такой технике практически отпала. Но, несмотря на это, её по-прежнему иногда можно увидеть на дорогах небольших российских городов.
Справка
«АвтоКубань» — бывшее советское и российское предприятие, занимавшееся производством пассажирских и специальных автобусов марки «Кубань». Выпускались модели на основе ГАЗ, УАЗ и TATA.
ГАЗ-51 — советский среднетоннажный грузовой автомобиль грузоподъёмностью 2,5 т; наиболее массовая грузовая модель 1950—1970-х годов.
Ранее наш портал рассказывал про достоинства и недостатки венгерских Икарусов.
Фото: wikipedia.org
Слово «барбухайка» в Советском союзе, скорее всего, начало использоваться после афганской войны. Ведь именно там так называют яркие, раскрашенные и странные внешне для европейцев местные автобусы и грузовики. Или же, возможно, похожим образом звучит по-афгански фраза «Счастливого пути!». У нас же так стали называть из-за неказистой внешности небольшие автобусы, созданные преимущественно различными ремонтными заводами для перевозки людей.
Иногда их делали и прямо на предприятии для собственных нужд. Основой для них нередко становились грузовые автомобили ГАЗ-52 или ГАЗ-53. Но могли сделать такую технику и из УАЗика или чего-то иного. Порой дело не ограничивалось постройкой одного или нескольких экземпляров, а доходило до мелкосерийного производства. Поэтому некоторые из барбухаек обзавелись даже собственным названием. Расскажем о самых известных из них.
Например, с 1966 года под Нижним Тагилом стали делать автобус «Уралец» на агрегатах ГАЗ-51. Он имел даже северные, утеплённые модификации с двойным остеклением салона. Автобус предназначался для передвижных клубов, кинотеатров и различных агитационных бригад.
Более же известны широкий публике такие автобусы, как «Кубань» из Краснодара и черниговские «Чернигов». Делали подобную технику и в эстонском городе Тарту. Этот транспорт также, как правило, использовали для передвижных клубов, перевозки самодеятельных коллективов и агитбригад. Но иногда автобусы закупали различные предприятия, особенно, небольшие, для перевозки своих сотрудников.
Кстати, порой такой транспорт можно было заметить даже в милиции или у дружинников. Стоит отметить, что, несмотря на наличие названия, он мог постоянно менять свою внешность, количество мест и некоторые иные характеристики. Это могло быть продиктовано особенностями заказа конкретной организации или иными причинами.
Особого расцвета производство барбухаек в Советском союзе достигло в 1960-1970-е годы прошлого столетия. Именно тогда в таджикском Ленинабаде стали собирать знаменитые своим странным внешним видом автобусы «Таджикистан» на газовских агрегатах. Тогда же примерно начали делать для собственных нужд подобную технику и военные.
Они, как правило, использовали для этого УАЗы и ГАЗ-66. Выпускались некоторые из подобных транспортных средств очень долго. Их производили во многих союзных республиках. Окончательное производство таких машин было свёрнуто лишь в 1990-е годы двадцатого столетия.
Кстати, автобусы ремонтных заводов отличались не только некрасивой внешностью, но и практически полным отсутствием комфорта внутри. Сидения были самыми простыми. Поэтому люди сильно уставали в подобном транспорте. Но и использовали его обычно лишь для поездок на небольшие расстояния.
Кроме того, первые барбухайки были крайне небезопасными. Дело в том, что каркас их кузова делали из дерева и сверху обшивали металлическими листами. И лишь впоследствии кузова таких машин стали полностью металлическими. Также нередко в них было довольно шумно, жарко или холодно в зависимости от погодных условий.
В настоящее время барбухайки давно не выпускаются в нашей стране. По крайней мере, массово. Возможно, конечно, их делают где-то в ограниченном количестве для собственных нужд. Но, в – целом, в России больше нет недостатка в микроавтобусах. Поэтому необходимость в такой технике практически отпала. Но, несмотря на это, её по-прежнему иногда можно увидеть на дорогах небольших российских городов.
Справка
«АвтоКубань» — бывшее советское и российское предприятие, занимавшееся производством пассажирских и специальных автобусов марки «Кубань». Выпускались модели на основе ГАЗ, УАЗ и TATA.
ГАЗ-51 — советский среднетоннажный грузовой автомобиль грузоподъёмностью 2,5 т; наиболее массовая грузовая модель 1950—1970-х годов.
Ранее наш портал рассказывал про достоинства и недостатки венгерских Икарусов.
Фото: wikipedia.org