Новости в мире / 20 Июня, 2025 г. Автор: Лада Дьяченко

Так ли хороши были венгерские «Икарусы»? Все достоинства и недостатки


Те, кто застал советские времена или жил в 1990 -е- начало нулевых, наверное, прекрасно помнят эти красивые по тем временам и комфортабельные жёлтые городские «гармошки» либо междугородние красно-белые автобусы.

Это – венгерские «Икарусы», ставшие впоследствии на территории всего бывшего СССР настоящими легендами. Но чем же они были лучше тех же ЛиАЗов, что их так массово закупали? За что их любили? Об этом мы и поговорим сегодня.

Впервые Советский союз начал закупать в Венгрии «Икарусы» ещё в конце 1950-х годов. Тогда в нашей стране стало сильно не хватать автобусов для городских и междугородних перевозок. Маршрутов становилось с каждым годом всё больше. У нас же в то время выпускались ЗИЛы, ЛАЗы, ГАЗы, Лиазы и некоторые иные автобусы. Но их было не так много, как требовалось. К тому же такие машины были не слишком комфортабельными, ненадёжными и неудобными в эксплуатации, например, в сильный мороз или в жару. Поэтому тогда Советский союз начал пробные закупки «Икарусов» в Венгрии. Поставки были довольно небольшими. Но эта техника сразу же понравилась, как водителям, так и пассажирам.

Настоящий расцвет «Икарусов» в СССР пришёлся на 1970-1980-е годы. Несмотря на то, что в то время на городских маршрутах начали активно эксплуатировать легендарные ЛиАЗ-377, их всё равно было недостаточно. Да и вместительность такой техники была не такой уж хорошей. Но особенно остро нехватка автобусов чувствовалась на пригородных и экскурсионных маршрутах. Поэтому тогда наша страна и начала закупать  комфортабельные и современные  на тот момент «Икарусы» 200 серии. Очень быстро они появились практически во всех уголках Советского союза. Всего до его распада было завезено около 140 000 таких машин. В городах работали, наряду с ЛиАЗ-377, сочленённые «Икарус 280» и обычные «Икарус 260», а между городами курсировали комфортабельные «Икарус 250».

Автобусы из Венгрии высоко оценили, как водители и механики, так и пассажиры. Порой их хвалили больше, чем отечественные тогдашние ЛиАЗы и ЛАЗы. Импортные машины показали невероятную вместительность на городских маршрутах.  Порой в «гармошку» могло влезть около 170 человек, за что её и полюбили вечно спешащие и не желающие долго стоять на остановке пассажиры. В отечественные автобусы столько человек не могло втиснуться при всём желании.



Кроме того, зарубежная техника отличалась более комфортабельными креслами и салоном, более удобными ступеньками и поручнями. А в дальних поездках имелась возможность комфортного сна на удобно откидывающихся мягких креслах, достаточное количество мест для багажа и ручной клади. Кроме того, такие автобусы были довольно тихими и славились невероятной плавностью хода. Конечно, отечественные ЛиАЗ-377, благодаря пневмобаллонам, тоже ехали довольно плавно. Но они были более шумными и менее комфортабельными. Зато зимой в них было намного теплее.

В «Икарусах» же в морозы люди в салоне нередко сильно мёрзли. А вот выглядели венгерские машины на порядок презентабельнее советских. Поэтому их часто использовали на туристических маршрутах и для перевозки иностранцев, важных делегаций. Но пассажиров часто раздражал запах выхлопных газов в салоне. Это было связано с тем, что там находились люки для обслуживания машины. Уплотнители на них со временем изнашивались, и выхлопные газы начинали проникать в салон. К тому же этому способствовало некачественное обслуживание автобусов. Да и состояние двигателей часто было неидеальным. 

Водители и механики любили «Икарусы» за отличную динамику, управляемость и надёжную тормозную систему. Всего этого у отечественной техники не было. Кроме того, зарубежные автобусы были намного долговечнее и ломались значительно реже. При этом они оказались такими же ремонтопригодными, как и советские. Зато расход топлива, превышавший 30 литров на 100 километров, явно не радовал. Поэтому водители нередко зимой и отключали и без того плохо работавший отопитель. Но и отечественная техника тогда не была экономичной. А ремонтировать её приходилось намного чаще.

Справка
Ikarus (Ика́рус) — венгерская автобусостроительная компания, специализирующаяся на производстве городских, междугородных и специальных автобусов. Основана в 1895 году как кузнечно-каретная мастерская в г. Будапеште. 

Ранее мы рассказали за что любили и ненавидели советский автобус ЛиАЗ-677.

Фото: YouTube