Как в СССР продавали и покупали подержанные автомобили
Эксперты CarsWeek рассказали, как в СССР продавали и покупали подержанные авто
Покупка автомобиля была настоящим квестом для советского гражданина. Мало было накопить необходимую для этого денежную сумму. Ведь нужно ещё было выполнить все бюрократические формальности и законодательные нормы.
Поделиться:
Чтобы стать обладателем нового авто, нередко нужно было отстоять огромную очередь, которая порой тянулась годами. Поэтому многие автолюбители предпочитали купить подержанную машину. Это было быстрее и проще, но зачастую не дешевле. Сейчас мы расскажем, почему, и как вообще осуществлялась такая купля-продажа.
В Советском союзе спрос на подержанные автомобили был огромным. Новые авто могли дождаться немногие. Поэтому неудивительно, что порой машины с пробегом стоили столько же, сколько и новые, а то и дороже. Особенно, если приобретались неофициально. Если делать всё официально, то хозяин машины, которую он собирался продать, должен был обратиться в комиссионный магазин. Надо отметить, что таковые имелись только в крупных городах.
В магазине авто оценивали и выставляли на продажу. Как только машину продавали, прежний хозяин получал за неё деньги. Интересно, что сумма была меньшей, чем та, за которую её купил новый владелец. Эта разница называлась дельтой. Кроме того, уплачивалась магазину и определённая комиссия с продажи. Обычно она составляла 7 процентов. Конечно же, такая сделка была полностью прозрачной и безопасной, как для продавца, так и для покупателя.
Но продавцы не хотели терять деньги и старались продать автомобиль как можно дороже. Для этого они могли договариваться с оценщиком магазина об указании заниженной цены либо просто сами называли покупателю свою стоимость, которая была выше, чем оценила комиссионка. Да, в этом случае покупателю необходимо было встречаться с покупателем в отличие от официальной продажи, когда этого не требовалось.
Но зато так продавец мог продать машину за свою цену. Разницу ему сразу же отдавал покупатель наличкой, а всё остальное он получал в магазине после сделки. Шли на это многие автолюбители. Покупателям зачастую это тоже было выгодно, так как порой только таким способом можно было купить действительно хороший автомобиль. Но подобные сделки были довольно рискованными и часто связанными с обманом.
Продавца покупатель мог обмануть, например, не выплатив ему разницу от официальной стоимости. А продавец мог обмануть покупателя, взяв деньги, но так и не продав ему авто под разными предлогами. Конечно, в случае обмана иногда люди могли и обращаться в милицию. Но порой они боялись обращения, так как подобные махинации с ценами были незаконными и наказуемыми.
Кстати, иногда через комиссионные магазины в СССР можно было купить не только отечественные автомобили, но и подержанные иномарки. Их сдавали туда уезжавшие из страны зарубежные дипломаты и бизнесмены или отечественные известные личности, которые имели подобные машины. Стоит отметить, что, если такие автомобили были в хорошем состоянии, то зачастую они не доходили до свободной продажи. Их забирали себе сотрудники комиссионок и их знакомые.
Неудивительно, что и здесь были в ходу различные хитрости, чтобы стать обладателем заветной иномарки. Свободно же продавали обычно авто зарубежных марок в очень плохом состоянии. Но и на такие машины быстро находились покупатели, которые потом мучились с их восстановлением ввиду отсутствия запчастей. Вот такой непростой была покупка подержанного автомобиля в Советском союзе. Заметно упростилась она лишь в 1980-е годы с приходом перестройки. Но и до этого, несмотря на все сложности, желающих купить б/у авто всегда было немало.
Справка
Комиссио́нный магази́н — магазин, который принимает бывшие в употреблении или новые товары: технику, одежду, ценности, антиквариат и прочие от владельцев с целью их продажи и получения определённого процента от денег, полученных за проданный товар — комиссии.
Ранее мы сообщали, что эксперт Колодочкин рассказал, сколько бы стоили советские машины в 2025 году.
В Советском союзе спрос на подержанные автомобили был огромным. Новые авто могли дождаться немногие. Поэтому неудивительно, что порой машины с пробегом стоили столько же, сколько и новые, а то и дороже. Особенно, если приобретались неофициально. Если делать всё официально, то хозяин машины, которую он собирался продать, должен был обратиться в комиссионный магазин. Надо отметить, что таковые имелись только в крупных городах.
Но продавцы не хотели терять деньги и старались продать автомобиль как можно дороже. Для этого они могли договариваться с оценщиком магазина об указании заниженной цены либо просто сами называли покупателю свою стоимость, которая была выше, чем оценила комиссионка. Да, в этом случае покупателю необходимо было встречаться с покупателем в отличие от официальной продажи, когда этого не требовалось.
Но зато так продавец мог продать машину за свою цену. Разницу ему сразу же отдавал покупатель наличкой, а всё остальное он получал в магазине после сделки. Шли на это многие автолюбители. Покупателям зачастую это тоже было выгодно, так как порой только таким способом можно было купить действительно хороший автомобиль. Но подобные сделки были довольно рискованными и часто связанными с обманом.
Продавца покупатель мог обмануть, например, не выплатив ему разницу от официальной стоимости. А продавец мог обмануть покупателя, взяв деньги, но так и не продав ему авто под разными предлогами. Конечно, в случае обмана иногда люди могли и обращаться в милицию. Но порой они боялись обращения, так как подобные махинации с ценами были незаконными и наказуемыми.
Кстати, иногда через комиссионные магазины в СССР можно было купить не только отечественные автомобили, но и подержанные иномарки. Их сдавали туда уезжавшие из страны зарубежные дипломаты и бизнесмены или отечественные известные личности, которые имели подобные машины. Стоит отметить, что, если такие автомобили были в хорошем состоянии, то зачастую они не доходили до свободной продажи. Их забирали себе сотрудники комиссионок и их знакомые.
Неудивительно, что и здесь были в ходу различные хитрости, чтобы стать обладателем заветной иномарки. Свободно же продавали обычно авто зарубежных марок в очень плохом состоянии. Но и на такие машины быстро находились покупатели, которые потом мучились с их восстановлением ввиду отсутствия запчастей. Вот такой непростой была покупка подержанного автомобиля в Советском союзе. Заметно упростилась она лишь в 1980-е годы с приходом перестройки. Но и до этого, несмотря на все сложности, желающих купить б/у авто всегда было немало.
Справка
Комиссио́нный магази́н — магазин, который принимает бывшие в употреблении или новые товары: технику, одежду, ценности, антиквариат и прочие от владельцев с целью их продажи и получения определённого процента от денег, полученных за проданный товар — комиссии.
Ранее мы сообщали, что эксперт Колодочкин рассказал, сколько бы стоили советские машины в 2025 году.
