Ностальгия по советской эпохе: 5 культовых мопедов, о которых в СССР мечтали все парни

CarsWeek назвал 5 культовых мопедов, о которых в СССР мечтали все парни

Во времена Советского Союза мототехника была весьма популярна. Особенно у подростков и молодежи были востребованы мопеды. Так технику назвали по результатам объявленного в 1953 году конкурса, которые провели перед международной выставкой веломототехники IFMA.

Комментировать
Поделиться:
Ностальгия по советской эпохе: 5 культовых мопедов, о которых в СССР мечтали все парни
Первое, что привлекало в мопеде – его стоимость, цена была значительно дешевле мотоциклов. Немаловажным являлось и то, что на мопеде можно было ездить без прав. Также не требовалось большого места для хранения: можно было аккуратно поставить мопед на балконе, если не было места в подвале дома или найти угол у подъезда под окном, рассказывает эксперт нашего портала «CarsWeek».

Представители поколения 60-70- х с ностальгией вспоминают, как ездили на дачные участки на мопедах: огороды тогда помогали выжить всей семье, без техники следить за участком было проблематично.

Популярны мопеды были и у сельских жителей: на маневренном, недорогом транспорте можно было съездить за хлебом или в лес за грибами и ягодами.

Простые в содержании мопеды сегодня вспоминают с ностальгией все, кто вышел из СССР. Мы расскажем о 5-ти культовых моделях, о которых мечтали парни в СССР.

Легенда львовского мотозавода - «Верховина»

Первая модель мопеда «Верховина» сошла с конвейера на мотозаводе во Львове в 1970-м году. Несмотря на то, что водительское сидение было рассчитано на одного человека, на технике подчас передвигались до трех человек сразу, последний сидел на багажнике в конце рамы. Парни разгонялась по шоссейной дороге до 50 км/ч. Двигатель Ш-51 позаимствовали у ковровцев.

moped_verhovyna_.jpg

С 1977 года выпускалась модель «Верховина-6» также с двигателем Ковровского мотозавода Ш-57. Инженеры обновили крылья, седло, накладки на бак. Стоил такой мопед 220-226 рублей. Дороже всего обходилась техника с хромированными крыльями и ободами. Эксперты говорят, что модернизация была успешной: этот мопед считался в СССР самым быстрым.

Серийное производство линейки «Вероховина» в Советском Союзе прекратилось на 7-й модели в 1981 году. Но на складах магазинов еще долго оставались экземпляры легендарной техники.

Впоследствии Львовский мотозавод переформатировал линии и стал производить более усовершенствованные мопеды, которые в большей степени соотносились с европейскими стандартами.

Начиная с 1981 года был налажен выпуск мопедов «Карпаты».

Не скоростная, но модная модель - «Карпаты»

Сегодня мопед «Карпаты» украшают музеи советских ретроавтомобилей, есть отлично сохранившиеся модели и у частных коллекционеров.

Львовский мотозавод выпускал эту модель с 1981 по 1997 год.

Пришедшие на смену «Верховине» - «Карпаты» также стали популярны среди молодежи. С двигателем V-501 модель отличалась типом переключателя скоростей – на руле или ножным рычагом, как на мотоциклах.

На «Карпатах» не были установлены педали вспомогательные велосипедного типа. Эта особенность делала мопед похожим на мотоцикл легкого типа.

moped_karpaty.jpg

А вот в скорости передвижения модель уступала «Верховине». Разгонялись «Карпаты» максимум до 40 км/ч. Но модель все равно пользовалась спросом, ведь благодаря особенностям дизайна он очень напоминала мотоцикл.

До 1997 года конструкторы не вносили изменений в модель: бензобак и модифицированный задний фонарь оставались прежними до момента, когда с конвейера сошел последний экземпляр советского мопеда.

Европейский лоск и комфорт: «Рига»

Мопеды выпускали на латышском заводе «Красная звезда» («Саркана звайгзне») с 1958 по 1998 год. Первая модель называлась «Spriditis», но ее забраковали. Поэтому инженеры решили перенять опыт у чешских производителей компании Jawa. Результатом общих усилий стала новая модель.

Уже в 1960-м году выпустили первые десять мопедов Рига-1. В 1965-м году с конвейера сошли уже 90 тысяч экземпляров. «Рига» своим европейским дизайном и комфортом для водителя значительно отличалась от своих собратьев.

Даже в непогоду был шанс добраться до места назначения не в зашлепанных грязью брюках: защищали глубокие подкрылки. А для сельских жителей важно было не подскакивать на ухабах: для этого на «Риге» была установлена пружинная подвеска.

moped_riga.jpg

Передвигаться можно было спокойно и ночью: модель отличал хороший свет. Систему зажигания также инженеры значительно усовершенствовали. Качественный мопед со стандартными техническими для этого вида транспорта характеристиками внешне очень напоминал мотоцикл, а стоил при этом дешевле. С каждой новой моделью «Рига» совершенствовалась: водители отмечали качество сборки.

Мини-мокика «Рига-26/30» - такую версию мотозавода также помнят выходцы из СССР. Это модифицированная модель – своего рода гибрид скутера и мопеда. Мини-мопед был популярен у водителей, которым негде было хранить более габаритную технику. Весила модель 150 килограммов, мопедик можно было легко поместить в багажник авто.

Чешко-советский мини-мокик - «Стелла»

Летом 1987 года рижский мотозавод подписал договор с чешским предприятием «ZVL-Kolarovo» (ЧССР), который производил мопеды «Babetta». С зарубежным партнером был создан новый мини-мокик «Стелла».

Что важно, выпуск моделей был налажен и в Чехловакии, и в Латвии. Производили мини-мокик с 1990 по 1997 год.

moped_stella.jpg

Экипажная часть стильного и продвинутого «полтинника» была советской, а двигатель - чехословацким. Устанавливали на мини-мокик и наши моторы, которые производили в литовском городе Шяуляй (V-50, V-501, V-50M, V-501M).

Также модель была успешной благодаря классному дизайну и эргономике: сиденье, по заверению водителей, было очень удобным.

Советский мопед-«внедорожник» - «Дельта»

Мопеды «Дельта» производили в Чехословакии и в Латвии, на Рижском заводе Красной Звезды с 1986 года. На модели, выпущенные в союзной республике, устанавливали прибалтийские двигатели V-501. На сборке в Чехословакии – двигатели Jawa, которые считались более современными.

Модель, разработанную на основе «Риги», отличали небольшие габариты. Стильная, дизайнерски продуманная «Стелла» выглядела как маленький спортивный мотоцикл, в том числе благодаря высоко приподнятому заднему щитку.

moped_delta.jpg

Максимально на мопеде можно была разогнаться до 45 км/ч. Молодежь активно использовала «Стеллу» для путешествий. Этому способствовали удачная конструкция корпуса и подвески.

Владельце советской «Дельты» считали явовский двигатель выносливым, а вот мопеды чешской сборки ценили за качество и надежность. Весил мопед всего 60 килограммов, мощностью в 1,78 л. с. двигатель V-50/501.

Обладатели «Дельты» ценили модель за проходимость: даже непролазные участки легко преодолевались, что создало славу лучшего по этому свойству мопеда в СССР.

Впоследствии «Дельту» задействовали в спорте и туризме: использовались значительно модернизированные модели.

Значительно переработали разработчики дизайн мопедов «Дельта-люкс». На такие модели устанавливали хромированные щитки передних колес и указатели поворота.

Фото: drive2.

Ранее наш портал рассказывал, что в России на продажу выставили новый мотоцикл «Иж Планета 5» 1993 года выпуска.

АвтоВАЗ проведет сервисную кампанию для LADA Aura из-за проблем с тормозами

При этом выполнят работы еще на этапе предпродажной подготовки в дилерских центрах.

Портал «Лада.Онлайн» сообщил, что российский автогигант «АвтоВАЗ» в экстренном порядке проведет сервисное обслуживание тормозной системы новой модели LADA Aura. Сделают это еще в дилерских центрах перед продажей машин. Всем официальным дилерам уже разослали VIN номера автомобилей, на которых может быть подобный дефект. Если автомобиль, попадающий под ремонт, был куплен, то забрать его у дилера не получится до устранения проблемы. Подробности уже известны – на машинах LADA Aura на передних тормозных колодках установят противоскрипные пластины.  А тем временем стало известно, что география автомобилей LADA продолжает расширяться. Автомобили должны выйти на рынок Вьетнама.

^

© 2007-2025.
Сетевое издание «CarsWeek» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 25 апреля 2017 года.
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-69477. Учредитель: Богачков Сергей Григорьевич. Главный редактор: С. Г. Богачков.
Электронная почта редакции: bogachs@yandex.ru. Телефон редакции: +7-915-979-14-25.
Использование материалов сайта разрешается только с установкой активной гиперссылки на CarsWeek.ru. 16+